Игра – основной вид деятельности дошкольника
Игра – это тип деятельности в условиях ситуаций, которые предполагают воссоздание и усвоение общественного опыта, посредством которой идет формирование и совершенствование самоуправления поведением.
В жизни ребенка-дошкольника игре отведено ведущее место. Игра выступает основным видом деятельности, формой уклада жизни и средством разностороннего развития.
Игра для ребенка – путь познать мир, познать самого себя, свои возможности, способности и пределы. Игра – важнейшее средство воспитания. В играх ребенок переходит от воспитания к самовоспитанию, к свободной и сознательной работе над собой, своей волей, характером, начинает вырабатывать положительные привычки, приобретает необходимые умения. Ни в одной другой деятельности ребенок не проявляет такую настойчивость, целеустремленность и неутомимость. Процесс игры предполагает огромные воспитательные возможности. В играх дети преодолевают настоящие серьезные трудности, тренируют свои силы, ловкость, развивают способности и ум. В игре закрепляются полезные привычки и умения.
В педагогике дошкольного возраста игру рассматривают с нескольких точек зрения:
- во-первых, в качестве воспитательного средства, позволяющего давать детям определенный набор знаний, умений, воспитывает заранее намеченные способности и качества;
- во-вторых, в качестве организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста, когда в игре, которую направляет воспитатель, создаются детские коллективы, между детьми формируются определенные отношения, симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.
Характер и содержание игровой деятельности зависит от того, что ребенок живет в обществе. Уже с рождения он стремится общаться с окружающими, постепенно овладевая языком – основным средством общения, а также усвоение общественного опыта. Ребенок стремится стать активным участником жизни взрослых, но такая потребность не соответствует его возможностям. Ребенок подражает в игре действиям взрослых, сопереживая доступным для его понимания взрослым радостям и огорчениям, таким образом приобщаясь к окружающей жизни.
Воспитание у детей интереса к совместным играм
Дошкольники в основной своей массе не умеют играть совместно, не могут сосредотачиваться на действии с предметом, не умеют делиться игрушками, из-за чего часто ссорятся.
В первую очередь, в группе необходимо создать такую обстановку, которая будет располагать детей к совместной игре. Для этого нужно подбирать игрушки, имитирующие реальные предметы, например, посуду, мебель, одежду и пр. При этом, крупные предметы размещают на нижних полках, а мелкие – повыше.
При внесении в группу новой игрушки, детям говорят, как с ней обращаться и куда убрать после игры. Например, как катать за веревочку машину, как катать в коляске кукол, расчесывать кукле волосы и пр. Одновременно с этим воспитывается бережливость и аккуратность.
Обучая детей раскладывать игрушки по местам, воспитатель может использовать игровые приемы, что будет способствовать развитию совместных игровых элементов у детей. Например, побуждая детей к уборке игрушек можно отметить их совместную деятельность: «Вы такие молодцы! Все красиво и быстро разложили по местам. Это потому, что работали вместе».
Первое время воспитатели следят, чтобы все дети играли вместе, и каждый ребенок выполнял свою роль. Учат их правильным действиям с игрушками, например, если в гости к детям приходит кукла или заяц, то они поют и пляшут, рассказывают сказки и т.д.
После игр воспитатели отмечают дружные действия детей, стремясь вызвать в них желание играть небольшими группами – вдвоем, втроем. С этой целью тактично, без нарушения игрового замысла, воспитатели стремятся объединить детей в игре. Иногда сами воспитатели могут включаться в игровой процесс, используя соответствующие ситуации для этого.
Коллектив детей выстроен из детей, каждый из которых обладает своим характером, каждый ребенок – индивидуальность, а значит, проявляется себя совершенно по-разному как в игре, так и в отношениях со сверстниками.
Продолжая наблюдение за играми детей, воспитатели должны стремиться заинтересовывать детей в совместной деятельности разговорами и совместными действиями, увлекать интересным сюжетом. Постепенно дети познакомятся с трудом повара, врача, няни, дворника, музыкального педагога. На прогулках дети могут наблюдать за транспортом, смотреть как играют дети в старших группах, проводить дидактические игры «уложи куклу спать», «мишка в гостях» и пр. Все это способствует развитию новых игровых сюжетов, в которых дети будут самостоятельно объединяться по несколько человек для игры. Иными словами, объединение детей в игре происходит на основании общих интересов. Нужно стремиться развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями других детей, помогать налаживать игровые связи. В таком случае удачным считается прием включения взрослых в детскую игру.
Усложняются игровые сюжеты. Дети, играя в детский сад, начинают устраивать кухню, на которой повара готовят обед, в зале – музыкальный руководитель проводит занятие, медсестра занята лечением кукол. Появляются и новые должности вне детского сада – продавцы игрушек и продуктов, почтальоны, парикмахеры и пр.
С развитием у детей стремления к совместным играм, используются различные моменты работы детского сада. Большое впечатление производят на детей праздничные мероприятия. Какую бы работу не требовалось выполнить в связи с предстоящим праздником, дети всегда охотно принимают в ней участие. Свои впечатления они выражают играми: усердно готовятся к утреннику для кукол и мягких игрушек.
Игра для детей является не только удовольствием и радостью, что уже очень важно. С помощью игр можно развить внимание, память, мышление и воображение детей, то есть качества, необходимые для дальнейшей жизни ребенка. В играх ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, разбить способности, иногда даже не догадываясь об этом.