Толерантность – это свойство личности, отражающее ее готовность к терпимому отношению к правам и свободам других людей, их культуре, идеологии и традициям.
Толерантность отражает принятие мнений и взглядов других людей разных наций и народностей, их культурных норм и ценностей, уважительное отношение к многообразию истории и культуры.
Толерантность является терпимостью к чужой культуре, чужой религии, чужому мнению и особенностям развития.
Данные свойства необходимо воспитывать с раннего возраста, чтобы ребенок стал полноценным членам социальной среды.
Условия воспитания толерантности в младшем школьном возрасте
Чтобы процесс формирования толерантных свойств у младших школьников был продуктивным, требуется реализовывать его специальным образом. Важно, учитывать особенности данного возрастного периода развития учащегося и создавать специальную воспитательную среду в учебном заведении.
Основными педагогическими условиями развития толерантности в младшем школьном возрасте являются:
- Построение толерантного педагогического пространства. Оно строится постепенно и предполагает установление системы сотрудничества между всеми участниками образовательной деятельности: педагогами, учащимися, их родителями, руководством образовательной организации. При построении данного пространства требуется опираться на идеи толерантности, общечеловеческие принципы и ценности. Каждый участник толерантного пространства должен понимать, что он находится в среде понимания и взаимопомощи, что здесь недопустимо насилие и требуется отвечать за свои действия и поступки. Важно, сформировать в данном пространстве правила уважительных взаимоотношений между его участниками. Педагогу требуется стать образцом для подражания, уметь конструктивно разрешать конфликтные ситуации, не вести себя агрессивно и не поощрять развитие такого поведения. Толерантное пространство дает каждому учащемуся комфортное ощущение себя в нем и чувство защищенности.
- Толерантный фундамент построения жизнедеятельности коллектива учащихся и всей школьной жизнедеятельности. Для этого используется система специальных методов и приемов.
- Создание в учебном заведении и коллектив учащихся оптимальную социально-психологическую среду, которая позволит учащимся развить самоуважение, чувство собственного достоинства, уважать собственные интересы и интересы других людей, находить компромиссы в различных ситуациях.
- Проведение профилактики интолерантного развития личности. Такое развитие отражает принятие своей личности как особенной, исключительной, наделенной расширенными правами и свободами, позволяющими ему переносить ответственность на других. Такое развитие предполагает наличие контрольного органа, который будет контролировать личность и ее деятельность, т.е. над личностью будет иметься власть. Интолерантность предполагает стремление личности к существованию в авторитарном обществе, ориентацию на других, несогласованность с самим собой, видение только своих достоинств и не замечание недостатков.
- Использование личностно-ориентированных технологий обучения учащихся начальной школы. К каждому учащемуся должен быть найден особый подход, помогающий его продуктивному развитию.
Методы воспитания толерантности
Они отражают способы развития у младших школьников способности к принятию особенностей другого человека, его непохожести на себя, иных взглядов и убеждений, особенностей поведения.
Методы воспитания толерантности делятся на несколько групп:
- Методы воздействия на интеллектуальную сферу учащихся. К таким методам относится убеждение и самоубеждение. Убеждение в верности толерантных принципов достигается в ходе проведения бесед с учащимися, анализа поступков героев литературных произведений, ознакомления с баснями, притчами, рассмотрением различных сопоставлений. Метод убеждения ориентирован на развитие у учащихся навыков самоубеждения т.е. когда ребенок стремится убедить себя в необходимости следования принципам толерантного поведения, их правильности и важности.
- Методы воздействия на эмоциональную сферу. Воздействие на эмоциональную сферу учащегося осуществляется посредством метода внушения. Внушение связано с привитием учащимся идей дружбы и гуманизма. В ходе воспитательной работы у учащегося должны быть сформированы чувства ответственности, стыда, жалости, справедливости, благодарности, отзывчивости. Для организации внушения используются коллективные формы работы, совместные мероприятия, поездки. Также, используются литературные произведения и разбор их отдельных сцен, итогов, выводов по ним.
- Методы воздействия на волевую сферу. В данную группу входят различные упражнения, ориентированные на постепенное формирование силы воли, мужественности, смелости, доведения действия до конца, преодоление трудностей. Такие упражнения могут быть использованы на любом уроке. Важно, их постепенное усложнение, требующее от учащихся приложения максимальных усилий. Упражнения должны усложняться на каждом занятии и расширять горизонты применения силы воли.
- Методы воздействия на предметную сферу личности. Для их реализации создаются специальные воспитывающие ситуации, которые требуют от учащихся проявления себя, как члена социальной среды. Воспитывающие ситуации ориентированы на решение различных проблем. Решение должно быть самостоятельным и соответствующим принципам толерантности. Например, педагог может предложить учащимся разрешить какое-то противоречие или установить диалоговое взаимодействие по конкретным правилам. Также, создаются ситуации, требующие от учащихся оказания помощи друг друга для достижения общей цели, проводятся сопоставления черт характеров героев литературного произведения со своими собственными.