Понятие толерантности и условия ее воспитания в подростковом возрасте
Толерантность – это проявление терпимости к чужому мнению, взглядам, идеям, мировоззрениям, направлениям деятельности, культурным и религиозным ценностям.
Толерантность предполагает проявление выдержки по отношению к другой личности и ее взглядам. Толерантность нельзя соотносить с безразличием человека. Это не безразличие, а принятие чужого образа жизни, поведения и обычаев.
Формирование толерантности возможно при исключении из своей жизни любой критики в адрес другого человека. Она формируется под влиянием положительного настроя человека, его позитивности и улыбчивости.
Развитие толерантных свойств возможно у личности, которая проявляет терпимость к слабостям другого, умеет сострадать, признать свою вину и принести извинения.
Толерантные свойства проявляются у реалистов. Если человек реалистично смотрит на мир и жизнедеятельность в нем, то он понимает, что в нем есть многие положительные и отрицательные стороны, культурные нормы, религиозные воззрения, политические и экономические особенности развития стран, народны обычаи и традиции. Это позволяет сформировать навыки терпимого отношения ко всем процессам и явлениям окружающего мира.
Формирование толерантности в подростковом возрасте происходит на основе познания личностью собственного «Я» и изучения других людей. Все вопросы, несущие мировую и общественную значимость, подросток должен научиться задавать самому себе, чтобы найти на них ответы.
Когда педагоги организуют работу по воспитанию толерантности подростков, им необходимо иметь осведомленность в следующих вопросах:
- Специфика индивидуального развития каждого подростка, условия его воспитания и развития, жизнедеятельности, семейного уклада и обстановки;
- Национальную принадлежность каждого учащегося и состав всего коллектива;
- Выявить проблемные стороны в коллективных взаимоотношениях детей и определить их причины;
- Особенности культурного развития, культурное наследие региона, этнопедагогические особенности культурного окружения, влияющие на формирование межнациональных отношений в коллективе учащихся.
Толерантность формируется на основе правильного представления педагогом своей личности и умения донести до учащихся, какими личностями являются они. Педагог выступает в качестве умного, понимающего, справедливого человека, ценящего каждого учащегося и его мнение. Учащиеся, в глазах педагога, являются добропорядочными, добродушными и доброжелательными, способными оказывать друг другу помощь и поддержку.
Воспитание толерантных качеств в подростковом возрасте требует соблюдения следующих педагогических условий:
- Создание в учебном коллективе культурно-образовательной среды, способствующей формированию толерантности.
- Организованное взаимодействие подростков в воспитательном процессе, культурном развитии и досуговой деятельности.
- Совместная досуговая деятельность педагогов и подростков, связанная с просмотром фильмов и прослушиванием музыки, на основе выявления общих интересов и увлечений.
- Положительный пример педагога – высокая степень развития и проявления его толерантности.
- Формирование атмосферы доверия, уважения, признания и поддержки, позволяющих реализовать этническую и социальную самоиндетификацию подростков.
- Эффективная практическая реализация модели воспитания толерантности средствами киномузыки.
Модель воспитания толерантности средствами киномузыки
Одним из приоритетных средств воспитания толерантности подростков является киномузыка. Она активно влияет на эмоциональную и чувственную сторону личности молодого человека, упрощает его восприятие кинофильма, осознание его содержания, обеспечивает создание положительного эмоционального фона, развивает коммуникативные навыки подростков, их эмпатию.
Средства киномузыки актуально использовать в воспитании толерантности по той простой причине, что они позволяют опираться на стремления подростков познавать мир киноиндустрии, изучать мировые культурные модели киномузыки, проникая в мировое мулькультурное сообщество.
Модель воспитания толерантности подростков средствами киномузыки имеет следующее структурное строение:
- Метологический блок. В него входит целевое назначение воспитания толерантности, его задачи, содержание, принципы толерантного развития молодежи, методологические подходы, поведенческий, когнитивный и эмоциональный компонент.
- Организационно-деятельностный блок. Он отражает программное содержание воспитательных мероприятий, ориентированных на воспитание сознания личности, ее организованной деятельности и развитие опыта терпимого отношения и поведения, мотивацию освоения толерантного поведения, стремление к нему. Программа по воспитанию подростковой толерантности включает в себя различные виды деятельности – индивидуальная, групповая, организованная культурно-досуговая, а также формы ее реализации. Она может быть проведена путем организации бесед, проведения дискуссий, формирования круглого стола, проведение брейнсторминга. Воспитание толерантности может быть реализовано методами, позволяющими достичь положительного эффекта применения киномузыки в воспитании. Как и любая программа по воспитанию, данная модель предполагает ее трехстадийную реализацию: подготовительная стадия, основная и заключительная.
- Результативный блок. В нем отражаются результаты реализации программы воспитания. Он содержит параметры познания подростков в области толерантности, культурных норм и ценностей, усвоение норм этического поведение, приобщение к коммуникативному толерантному взаимодействию, наличие каждым подростком своего запаса культурных образцов киномузыки. Также, в данном блоке отражаются параметры эмоционального развития подростков, их восприятия мирового культурного наследия, их чувства и переживания при взаимодействии с лучшими мировыми кинолентами, развитие социокультурных интересов и стремлений. Здесь же, отображается мотивационный уровень развития подростков: их мотивация к изучению наследия разных культур, разных направлений кино и музыкального жанров, приспособление к интолератным проявлениям в продукции кино и музыкальных сфер.