Самостоятельность – это обобщенное свойство личности человека, которое проявляется в виде адекватной самооценки, самокритичности и чувстве личной ответственности за свое поведение, поступки и деятельность.
Ответственность – это особое отношение между поступками человека, его намерениями и оценкой данных действий окружающими людьми и обществом.
Необходимость воспитания самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста
Успешность ребенка, продвижение его по «лестнице успеха», во многом зависят от сформированности таких личностных качеств как самостоятельность и ответственность.
Ответственность представляет собой сложное качество, связанное с волевой сферой ребенка. Данное качество необходимо начинать воспитывать у каждого ребенка с самого раннего возраста. Однако особое внимание к воспитанию ответственности педагоги уделяют в период поступления ребенка в начальную школу. Это связано с тем, что в это время ребенок приобретает новый социальный статус, который содержит в себе множество обязанностей. Если в период дошкольного детства за ребенком осуществлялся постоянный контроль со стороны воспитателей и родителей, то в период обучения в начальной школе данный контроль несколько снижается, ребенку приходится нести самостоятельно ответственность за свои действия и поступки. Кроме того, необходимо ежедневно выполнять поручения и требования учителя, делать домашнее задание. Все это связано с преодолением трудностей и формирование волевой сферы ребенка младшего школьного возраста.
Воспитание ответственности и самостоятельности у детей младшего школьного возраста тесно связано с эмоциональной стороной личности, с мировоззренческой и нравственной позицией ребенка.
К младшему школьному возрасту у ребенка постепенно выстраивается система мотивов, которые и определяют направленности поведения ребенка. Он уже способен управлять своими желаниями и стремлениями, корректируя под них линию своего поведения. То есть, произвольность и управляемость поведения свидетельствуют о том, что у ребенка сформирована ответственность и самостоятельность.
Однако, несмотря на то, что ребенок младшего школьного возраста уже пытается планировать свое поведения, это еще не значит, что его ответственность и самостоятельности достигли должного уровня. Одной из задач педагога является продолжать воспитывать и совершенствовать данные волевые качества ребенка младшего школьного возраста.
Направления и этапы формирования и развития самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста
Воспитание ответственности и самостоятельности характеризуется переходом от импульсивного и нерегулируемого поведения к регулируемому поведению, и развитию воли.
Осуществляется данный переход в несколько последовательных этапов, на каждом из которых педагог осуществляет определенную деятельность, способствующую воспитанию самостоятельности и ответственности у ребенка младшего школьного возраста:
Принятие цели волевого усилия – в том случае, если ребенку понятна цель волевого усилия, то он будет проявлять старание для ее выполнения. Кроме того, успешность данного процесса во многом зависит от того, какие перспективы достижения цели будут показаны педагогом ребенку. То есть, важно сформулировать цель так, чтобы ребенок четко себе представлял весь процесс проявления волевого усилия от начал и до конца.
Установление прочной взаимосвязи между волевым усилием и тем мотивом, который определяет данное усилие – система мотивов является важным фактором в формировании воли ребенка младшего школьного возраста и воспитания у него ответственности и самостоятельности. В начальных классах дети учатся подчинять свои желания значимому и главному мотиву. Особенностью данного этапа является то, что именно в этот период у ребенка происходит столкновение мотивов, то есть между тем, что нужно сделать и тем, что хочется делать в данный момент. Такое столкновение происходит, когда учитель дает ребенку задание, а у него нет жизненного опыта и умений, чтобы его выполнить. В таких ситуациях ребенок самостоятельно или при помощи педагога учится регулировать свое поведение, тем самым происходит формирование у него ответственности и самостоятельности.
Принятие речевых указаний педагога или родителей – большое значение в воспитании самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста имеет вербальное общение со взрослым. Особенность вербального взаимодействия ребенка со взрослым заключается в том, что взрослый (родитель или педагог) для ребенка младшего школьного возраста по-прежнему являются авторитетом и выполнение их устных поручений или требований, ему относительно просто, прилагаются небольшие волевые усилия.
Таким образом, постепенное формирование у ребенка младшего школьного возраста волевых качеств, является неотъемлемой частью воспитания самостоятельности и ответственности. Без волевых усилий, ребенок не способен регулировать собственное поведение, отвечать за свои поступки и действия.
Особенности проявления ответственности и самостоятельности у детей младшего школьного возраста
У детей, поступивших в первый класс, ответственность еще недостаточно развита, однако уже отмечаются зачатки этого волевого качества. Уровень сформированности ответственности во многом зависит от индивидуальных и личностных особенностей ребенка.
Основные особенности проявления самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста:
- Стремление осознать важность тех поручений, которые дает педагог.
- Эмоциональное переживание за правильность и успешность выполнения порученного дела, так как ребенок не до конца уверен, что справится с заданием (поручением или просьбой).
- Удовлетворение от успешно выполненного поручения педагога.
- Попытки преодоления затруднений, которые встречаются на его пути.
- Осознание необходимости отвечать за выполнение порученного дела.
Для успешности и результативности в формировании качеств ответственности и самостоятельности полезно рассматривать их проявления в различных видах деятельности ребенка младшего школьного возраста.