Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование чувства ответственности у младших школьников

Возрастные психологические особенности развития младших школьников

Определение 1

Психологические особенности - это черты человеческой личности, характерные только для нее, например, тип темперамента, характер, уровень интеллекта и пр.

Начальная школа представляет собой наиболее ответственный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок подвергается целенаправленному обучению и воспитанию, основной вид деятельности ребенка в этом возрасте – учебная, играющая решающую роль в процессе формирования и развития всех психических свойств.

Ребенок развивается в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, которые накопило человечество, развить свои интеллектуальные и прочие способности. Основная деятельность, обеспечивающая формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, – учебная и познавательная. При этом наиболее интенсивно осуществляется развитие личности в том случае, когда она еще только формируется, то есть в младшем школьном возрасте.

Психические процессы, посредством которых человек изучает окружающий мир, себя и других людей – это познавательные процессы или способности. Такими способностями считают восприятие, ощущение, внимание, память, воображение и мышление. Познание невозможно представить без речи и внимания.

Границы младшего школьного возраста совпадают с периодом обучения в начальной школе – от 6-7 лет до 9-10 лет. Начало школьного обучения открывает перспективы дальнейшего развития личности ребенка. В этот период ребенок физически и психически развивается, в первую очередь отмечается совершенствование работы его головного мозга и нервной системы. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте – ведущая. Ею определяются наиболее значимые изменения, которые происходят в развитии психики детей этого возраста.

Решающее значение в развитии личности младшего школьника отведено тому факту, что вместе с поступлением в 1 класс, он вступает в коллектив ровесников. Общей учебной деятельностью у детей создается и общая учебная целеустремленность.

«Формирование чувства ответственности у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Важнейшее условие развития произвольного поведения младшего школьника – участие взрослых, которые будут направлять усилия детей, и обеспечивать средствами овладения. С первых дней пребывания в школе ребенок включен в межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями. Весь младший школьный возраст – э то процесс взаимодействия, имеющий определенную динамику и закономерности развития.

Формирование ответственности у учеников начальной школы в учебно-воспитательной деятельности

Формирование детской личности – сложный и многообразный процесс. Формирование ответственности является одной из сторон этого процесса. Начало работы по формированию ответственности следует начинать в дошкольном детстве, но в связи с недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса практики сталкиваются некоторыми затруднениями:

  • в педагогике дошкольного возраста сложилось и упрочилось понятие об ответственности младшего школьника как обязанности делать что-либо, что вызвало неправильное понимание процесса формирования детской личности в дошкольном возрасте;
  • формирование ответственности в образовательных учреждениях не имеет целенаправленности;
  • педагогической работой не охватывается весь объем содержания вопроса, ограничивается только воспитанием отдельного перечня навыков, которые имеют полноценного развития;
  • планирование работы – стихийное, в нем не отражен весь педагогический процесс начальной школы;
  • методика бессистемна, отсутствует разнообразие методов;
  • часто учителя ограничиваются просто указаниями, советами и напоминаниями, не заботясь о накоплении опыта детей.

Очевидно, что названные выше недостатки в становлении ответственности младших школьников свидетельствуют о необходимости уделять повышенное внимание данной стороне воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Одна из наиболее разработанных концепций развития ответственности - концепция ее становления и развития у детей-младших школьников. В рамках деятельностного подхода начальные формы ответственности рассматривали в своих работах Божович Л.И., Борисов З.Н., Горбачев В.А., Климов К.А., Славин Л.С. и др. Исследования названных ученых были психолого-педагогическими и затрагивали дошкольный и младший школьный возраст. Необходимо отметить, что в отечественной психологии до настоящего времени открыта проблема сензитивных периодов становления ответственности. По данным, полученным авторами, этот период колеблется в границах от 5-6 лет и до студенческих годов.

Исследователи считали, что научить быть ответственным – это значит:

  • научить детей осознанию соотношения прав и обязанностей, то есть свободы и несвободы одновременно;
  • научить пониманию того, что человек не только свободный, но и ответственный;
  • научить делегированию ответственности и ее принятию с осознанием того, что никто, кроме него этого сделать не может, что этот моральный выбор – единственно правильный, если не осуществить который его будет мучать совесть.

Причины, которые вызывают ответственные действия – это материальные и идеальные потребности, а также внешние раздражители.

Не каждое произвольное действие – ответственное. Ответственные действия характеризуются комплексом неразрывно связанных составляющих, без которых конкретное произвольное действие не может быть включено в группу ответственных действий. Прядеин В.П. и его команда относят к данному комплексу составляющих:

  • интенции;
  • свободу выбора и социальную значимость выполняемого;
  • осознание возможности наступления наказания, если самостоятельно принятое решение не было выполнено;
  • завершенность действия.

Весь ход ответственного действия представлен сложным многоуровневым процессом, имеющим многозначные связи между уровнями.

Иными словами, ответственность рассматривается в качестве интегрального свойства личности, которое проявляется осознанным, инициативным, свободным и самостоятельным поведением, которое представляет основание личности, механизм организации жизнедеятельности человека, что во многом определяет успешность его жизни.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot