Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения
Нравственное воспитание – это воспитательная деятельность школы и семьи, направленная на приобщение детей к моральным ценностям общества, формирование у них устойчивых нравственных качеств и привычек нравственного поведения.
Ж. Пиаже – один из первых, кто детально изучил моральные представления, знания и суждения детей. Им было установлено, что в процессе развития моральное сознание детей проходит две стадии:
- объективная мораль;
- субъективная мораль.
В дошкольном возрасте детям характерна объективная мораль, под которой Пиаже понимал то, что ребенок считает безнравственным такой поступок, который имеет наиболее серьезные объективные последствия, и может совсем не обратить внимание на мотивы и намерения, которые скрывались за поступком.
Выделяют ряд особенностей нравственных представлений детей дошкольников:
- моральные представления в своем развитии идут впереди морального поведения;
- в дошкольном возрасте отмечается расхождения вербального и реального поведения;
- наличие моральных представлений – необходимый, но не решающий фактор и условие соблюдения нравственных норм, а решающее значение отведено способности детей условно разграничить позиции объекта и субъекта и выступать в каждой из них.
Нравственное воспитание может эффективно осуществляться только в качестве целостного процесса педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации жизни детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Результат целостного процесса – сформированная нравственно цельная личность в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, воли, навыков, привычек и общественноценного поведения.
Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – нравственное чувство, то есть постоянное эмоциональное ощущение, переживание, реальные нравственные отношения и взаимодействия.
Нравственное поведение личности следует по шагам:
- жизненная ситуация;
- переживания;
- осмысление ситуации и мотива;
- выбор и принятие решения;
- стимул;
- совершение поступка.
Часто дети не могут глубоко осмыслить ситуацию, что вызывает принятие случайных решений. Выбор и поведение осуществляются под воздействием психологии толпы, случайного внешнего воздействия, массового увлечения, импульсивного стимула.
Методы формирования привычки нравственного поведения
Иными словами, чтобы сформировалась привычка нравственного поведения у детей в среднем дошкольном возраста в условиях ДОУ используют следующий ряд методов:
- беседы. Воспитатель во время беседы побуждает ребенка думать и говорить. Беседы помогают понять, о чем думает ребенок, что знает, воспитатели помогают оценить поступок товарища или взрослого, учат пониманию другого и справедливой оценки поступков своих ровесников;
- чтение и анализ произведение литературы. Детям легче оценить поведение других, нежели свои собственные. Чтобы всесторонне развивать личность ребенка, воспитателем дети включаются в разные типы деятельности, связанные с художественной литературой;
- игра. В период дошкольного детства именно игра наиболее понятная ребенка деятельность. Воспитатель может использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, сказки, инсценировки, сюжетно-ролевые игры;
- наблюдение за деятельностью педагога во время игры, занятий, труда. На формирование нравственных качеств детской личности влияет любое действие педагога – улыбка, помощь в выполнении трудного задания и пр.
Важно соблюдать определенные условия, которые способствуют наиболее эффективному усвоению нравственных норм и формированию привычек нравственного поведения. Итак, такими условиями являются:
- позитивный настрой – нельзя забывать или обижать кого-то из воспитанников, необходимо обращаться к каждому по имени, хвалить, давать какой-то приз и пр.;
- пример взрослых, в первую очередь воспитателя. Дети наблюдают и оценивают взрослых. Необходимо действовать, оценивая свое поведение с точки зрения ребенка и необходимости соблюдения этикета. Действия воспитателя должны создавать условия для развития детской личности в условиях творчества, доброжелательности, добра и дружбы;
- связь с семьей – одно из необходимых условий, позволяющих сохранять единство требований и преемственность воспитания. Вся работа по формированию привычек нравственного поведения должна проводиться только вместе с родителями, они должны знать о достижениях своего ребенка, его проблемах, консультироваться с ними по поводу индивидуальных особенностей ребенка и пр.
Чтобы установить тесный контакт с семьей, обеспечить единство воспитания и нравственной культуры, можно использовать следующие методы:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- посещение воспитателем семей детей;
- день открытых дверей;
- папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.
Большая роль в обучении и воспитании поведенческой нравственной культуры отведена родному языку. Обучение правильному и красивому поведению помогает и развитию речи воспитанника. С этой целью у ребенка должен расширяться круг этико-поведенческих понятий, что может быть достигнуто посредством словарной работы.
Воспитание поведенческой культуры, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при условии единства требования воспитателя и семьи. Педагогическое руководство сочетается с развитием детской инициативы и самодеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. При этом следует помнить о единстве следующих принципов обучения и этикета:
принципами обучения выступают научность, наглядность, систематичность и активность детей, индивидуализация развития воспитанников; принципами же этикета являются разумность и необходимость соблюдать правила поведения, доброжелательность и дружелюбие, уважение национальных традиций и пр.