Содержательный аспект процесса воспитания
Воспитание – это специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных личностных качеств, которая осуществляется во время взаимодействия педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Воспитание в общем смысле выступает как широкий процесс, объединяющий обучение, семейное воспитание, воздействие окружающей социальной среды на детей, и само школьное воспитание.
По сравнению с обучением, процесс воспитания сложнее и имеет свои особенности. Вся личностная структура формируется благодаря процессу воспитания. Данный процесс предполагает перевод ребенка из одного состояния в другое, т. е. перевод внешнего опыта во внутренний психический личностный план, то есть поведения, убеждения, установки.
Процесс воспитания в современном понимании рассматривают в качестве продуктивного взаимодействия, направленного на достижение конкретных, заданных целей. Если цель по-настоящему близка и понятна воспитаннику, процесс воспитания обретает максимальную эффективность.
Необходимо отметить, что процесс воспитания – многофакторный. Результаты воспитания не так ощутимы и не настолько быстро себя проявляют, как результаты обучения.
Непрерывность – одна из важнейших особенностей воспитания в школе. Если прервать процесс воспитания, то воспитатель должен заново прокладывать путь в сознании учеников, вместо его углубления и выработки устойчивых привычек. Воспитательный процесс – комплексное понятие, означающее единство целей и определенных задач, содержания, методов и форм воспитательного процесса.
Воспитательный процесс характеризуется неопределенностью и неоднозначностью результатов. В одинаковых условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов, то есть индивидуальными различиями воспитанников, их отношением к воспитанию и социальным опытом. Также течение воспитания имеет два направления движения:
- прямая связь – от воспитателя и к воспитаннику;
- обратная – от воспитанника к воспитателю.
Управление таким сложным процессом выстраивается преимущественно на обратной связи, на информации, поступающей от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем более целесообразно воспитательное воздействие.
Классификация и выбор методов воспитания на современном уроке
Метод воспитания – это способ реализовать воспитательную цель. Методы воспитания - средства, которыми обеспечивается успешность решения задач воспитательной деятельности. Традиционно воспитательные методы рассматривают в качестве способов воздействия на сущностную сферу человека с целью выработать качества, заданные воспитательной целью.
Обычно под методами воспитания рассматривают способ взаимодействия педагога с учениками, в результате которого уровень развития личностных качеств воспитанников меняется. Каждый метод может осуществляться по-разному, так как зависит от опыта педагога и от его индивидуального стиля профессиональной деятельности.
В современной педагогике разработана масса классификаций, но выделяют обычно методы прямого и косвенного педагогического воздействия.
Методами прямого педагогического воздействия предполагается немедленная или отсроченная реакция ученика и соответствующие его действия, направленные на самовоспитание.
Методы косвенного педагогического воздействия предполагают, что будет создана такая ситуация и организация деятельности, в которые включается ребенок и при этом идет образование соответствующей установки на самосовершенствование, а также создание позиции в системе его взаимоотношений с учителями, ровесниками и социумом.
В современной педагогике особую популярность имеет классификация методов воспитания, разработанная Щукиной И.Г., базирующаяся на направленно-интегративной характеристике, представляющей собой целевые, содержательные и процессуальные стороны воспитательных методов. В ней выделено три главные группы методов:
- формирование сознания – рассказы, объяснение, разъяснение, лекции, этические беседы, увещевания, внушение, инструктажи, диспуты, доклады и примеры;
- организация деятельности и формирование опыта поведения – упражнения, приучение, педагогические требования, общественное мнение, поручения, воспитывающие ситуации;
- стимулирование – соревнования, поощрения, наказания.
Чтобы сформировать взгляды, понятия и установки используют методы убеждения и самоубеждения.
Убеждение основано на логических доказательствах каких-либо понятий, позиций, оценок произошедшего. В данном случае создание учеников находится под воздействием не понятий и суждений, а их доказательности. В процессе воспитания убеждение, как метод реализуется посредством разнообразных форм – отрывков из разных произведений литературы, басен, аналогий из истории.
Самоубеждение в качестве метода воспитания, предполагает, что ученик самостоятельно, в процессе поиска решений каких-либо социальных проблем формирует у себя комплекс взглядов на эту проблему. Такое формирование основано на логических доказательства, схема которых сформирована учеников самостоятельно.
Стимулирование основано на формировании у учащихся импульсов к деятельности, то есть определенных мотиваций. Для стимулирования в воспитании используют отдельные элементы метода стимулирования, например, поощрение и наказание.
Поощрение обозначает позитивную оценку действий учеников, которым закрепляются положительные навыки и привычки.
Наказание – это педагогической стимулирование, которое используется, чтобы вызвать чувство вины перед собой и перед другими людьми, предотвращая при этом нежелательные поступки учеников, тормозить их.
Внушение – эмоционально окрашенное влияние на ребенка, чтобы создать у него определенное состояние или побуждение к определенным действиям. Внушение – это воздействие на чувства, а посредством них на ум и волю человека.
Требование – метод воспитания, посредством которого поведенческие нормы, выраженные личными отношениями, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанников и проявление к них определенные качества.
Приучение – это разновидность педагогических требований. Оно используется, когда есть необходимость быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.