Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание на современном уроке

Воспитательные возможности современных уроков

Замечание 1

Процесс воспитания имеет важное значение в современной системе образования. Воспитание идет наравне с обучением и пронизывает все его стадии и направления деятельности.

Воспитательный процесс в образовательном учреждении реализуется через использование воспитательных возможностей каждого учебного занятия. Воспитание должно реализовываться на каждом уроке и стать регулярным процессом. Периодическое проведение классных часов по различным темам воспитания не решает всех поставленных воспитательных задач и не способствует эффективному развитию подрастающего поколения.

Существует несколько подходов к реализации воспитательных возможностей каждого урока:

  1. Каждый урок наделяется воспитательными возможностями и выполняет воспитательные функции. Это означает, что каждое учебное занятие строится на основании дидактических принципов. Он ориентируется на достижение конкретной цели, путь к которой оказывает воздействие на формирование у учащихся определенных качеств.
  2. Случайное воспитательное воздействие урока. Оно осуществляется путем проб и ошибок, т.е. педагог не организует учебное занятие по дидактическим законам, не ориентирует его проведение на достижение конкретной цели, а делает выводы об успехе урока, его воспитательном значении на основании случайных открытий, неожиданных итогов применения стандартных методик. Это не дает долгосрочного воспитательного эффекта. Урок оказывается воспитательно значимым в одном случае и не имеет воспитательного эффекта в другом.
  3. Методическое осмысление построения учебного занятия. Это означает соотношение дидактических принципов с воспитательными методами. Все приемы работы на уроке должны быть проанализированы на их воспитательные возможности и достижение конкретного воспитательного эффекта. Это требует от педагога наблюдения за детьми, видения их отношений, эмоционального восприятия учебной информации. Видение педагогом отношений помогает ему активизировать воспитательный потенциал урока.
«Воспитание на современном уроке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Требования к организации современного урока, наделенного воспитательными функциями

Каждый урок обладает определенным воспитательным потенциалом, состоящим из следующих компонентов:

  • Содержание урока;
  • Эстетические компоненты;
  • Стиль общения педагога;
  • Дидактические принципы построения учебного занятия;
  • Стиль общения на уроке;
  • Культура управления образовательным процессом;
  • Методы организации образовательной деятельности;
  • Гуманные отношения;
  • Мотивация к познанию и развитию;
  • Благоприятный психологический микроклимат.

Чтобы воспитательный потенциал современного урока был реализован, требуется выполнить ряд требований к его организации. К ним относятся:

  1. Правильная, поэтапная организация урока. Урок должен иметь мотивирующее начало и завершаться подведением итогов: анализ успехов достижения цели урока, выявление проблемных моментов с поиском путей их разрешения.
  2. Организация учебного занятия в соответствующих условиях: наличие оборудования, соблюдение санитарных норм.
  3. Предварительное планирование урока. Педагог ставит цель проведения учебного занятия и планирует направления деятельности учащихся для ее достижения.
  4. Развивающий характер учебного занятия. Деятельность педагога должна быть ориентированной на построение сотрудничества с учащимися. Также, он использует методы стимуляции учащихся к установлению продуктивного взаимодействия на уроке. Применяются методы проблемного обучения, заставляющие учащихся принимать участие в самостоятельном поиске информации и принятии самостоятельных решений.
  5. Активизация деятельности учащихся на уроке. Для этого применяются различные современные приемы и технологии. Они позволяют развить активность учащихся, сделать уроки интересными и желанными, что в свою очередь, воспитывает и развивает учащихся.
  6. Самостоятельное подведение итогов. Оценку результатов работы на уроке, его познавательный и воспитательный эффект должны дать сами учащиеся. Педагог только помогает сформулировать выводы.
  7. Приоритетную позицию на уроке занимает учащийся и его личностное развитие.
  8. Использование на уроке здоровьесберегающих технологий и методов минимизации расхода временных ресурсов.
  9. Максимальный упор на творческое развитие учащихся. Для этого требуется исключить шаблонные методы деятельности, следование определенному алгоритму, а предоставить учащимся реализовывать свое видение решения поставленной задачи, нестандартными способами.
  10. Учет воспитательного потенциала учащихся. Педагогу требуется учитывать стремления учащихся, их эмоциональный настрой и воспитательные возможности на каждом конкретном уроке.
  11. Педагог должен показывать учащимся свои методические способности.
  12. Создание условий реализации обратной связи. Педагогу требуется достичь ответной реакции учащихся на оказываемое воспитательное воздействие.

Современный урок организуется другими способами и методами. Он отличается от традиционного отсутствием четкого следования алгоритму работы. Педагог выбирает методы и средства работы, исходя из конкретной цели урока, воспитательного потенциала учащихся и своего творческого видения.

На уроках поощряется самостоятельная деятельность учащихся. Это воспитывает их инициативность и навыки самостоятельной деятельности: самостоятельный поиск информации, принятие решений, формулирование выводов и умозаключений.

Огромное внимание на современном уроке уделяется формированию аналитической работы учащихся. Они учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять. Данные навыки способствуют активизации самоанализа своей деятельности. Учащиеся анализируют свои успехи и неудачи, учатся принимать их и корректировать, преодолевать трудности. Это способствует формированию адекватной самооценки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot