Современное представление о развитии творческой личности
Творческая личность – это личность человека-творца, то есть создающего некоторые принципиально новые продукты в результате осуществления своей деятельности.
Личность – это объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, который проявляется в общении, поведении и деятельности.
То есть, человек не рождается личностью, а становится ею под воздействием жизни в обществе, воспитания, общения, обучения и взаимодействия. Понятие личности тесно связано с понятием индивидуальности, под которым обычно понимают особенную личность, не похожую на других с творческим преломлением социальных качеств в человеке, с его неповторимой системой отношений к миру и особенностями.
Каждую личность и индивидуальность можно охарактеризовать определенным набором способностей, под которыми рассматривают набор индивидуально-психологических качеств, дающих человеку возможность достаточно легко добиться успеха в определенной деятельности. Формирование и развитие личности происходит именно в процессе деятельности.
Развитие – это изменение во времени, совершенствование, переход из одного состояния в другое, более совершенное.
Личность развивается на протяжении всей свой жизни и предполагает изменения мировоззрения, самосознания индивида, его отношение к действительности, характер, различные способности, психические процессы, накопление опыта. Иными словами,
Развитие личности – это постоянное расширение границ ее возможностей и формирование новых потребностей, ее совершенствование.
Все обозначенные понятия взаимосвязаны с понятиями творчества и творческой личности, которые не могут быть однозначно определены. Многие авторы рассматривают творчество как высшую форму деятельности человека, в которой продукт оценивают по его социальной значимости и оригинальности.
То есть, творческая деятельность может быть определена в качестве какого-то нового, оригинального продукта, имеющего социальную значимость, а с другой стороны, эта новизна не обязательно должна быть объективной.
Под развитием личности подразумевается процесс формирования и развития некоторых способностей, движение вперед, совершенствование. Творчество – это тоже движение вперед – от старого к новому, то есть к прогрессу и совершенству.
Иными словами, воспитание творческой личности – это развитие в учениках стремления и желания постоянно совершенствоваться, создавать материальные и нематериальные продукты, обладающие субъективной или объективной новизной и уникальностью.
Условия развития творческой личности
Препятствиями развития творческой личности учеников могут стать:
- конформизм – стремление быть похожим на кого-то другого;
- боязнь выглядеть смешно и глупо в своем поведении или рассуждениях;
- страх возмездия от другого человека, чья позиция подвергается критике;
- завышенная оценка значимости собственных идей и желание ни с кем ими не делиться;
- высокий уровень тревожности и неуверенности в себе.
Чтобы преодолеть все эти препятствия, необходимо:
- во-первых, необходимо учитывать интересы, потребности и мотивы самих детей, которые могут включать желания быть признанным, сильным, здоровым, успешным и пр.;
- во-вторых, необходимо учесть, что творческие способности, как и любые другие, развиваются только в процессе деятельности. Поэтому важнейшее свойство личности – наличие собственной активности, напрямую обусловленное интересами и потребностями.
Пути решения проблемы развития творческой личности в современной школе
Необходимо отметить, что, несмотря на все трудности, современная школа в условиях изменения в системе образования, готова предоставить достаточно обширные возможности развития творческих способностей и личности учеников. Сама школа – творческая среда, в которой дети растут и развиваются.
Основная форма деятельности в школе – урок. С целью эффективного развития творческих способностей учеников при выборе формы урока необходимо учитывать, что лучше увлекать детей и выбирать такой тип знаний, в которых можно фантазировать, размышлять, предлагать разнообразные варианты.
Излагая устно учебный материал, можно достичь творческой активности учеников через приемы проблемного обучения: выдвигая предположения, ставя проблемные вопросы, организовывая дискуссии. На лабораторных занятиях могут быть использованы задания исследовательского характера, задачи, направленные на поиск ошибок. В самостоятельных и контрольных работах можно использовать нестандартные задачи.
Важное место в процессе развития творческих способностей учащихся отведено проектной исследовательской деятельности, которая может быть организована и на уроках, и во внеурочное время. Самостоятельная творческая деятельность детей во внеурочное время очень продуктивна не только для развития их творческих способностей, но и развивает самостоятельность, ответственность, коммуникативные навыки, умение самопрезентации, что представляет значимость для жизни. Задача наставника в таком случае – направить ребенка в соответствии с его интересами, мотивировав его на выполнение работы и достижение поставленной цели. Тогда ученик сам проявит активность, будет ставить перед собой цели и задачи, будет находить ответы на возникшие вопросы, самостоятельно разыскивая новые знания и умения, что помогает ему творчески и интеллектуально развиваться.
Следует также отметить и другие возможности и формы организации образовательной деятельности, чтобы развить творческую сторону личности учеников:
- проводить детские фестивали и конкурсы – внутри школы, а также на муниципальном, областном и других уровнях, на которых детьми могут быть представлены поделки, рисунки и прочие продукты их творческой деятельности;
- проводить предметные олимпиады и научно-исследовательские конкурсы, в которых ребятам предоставлена возможность решить ряд нестандартных задач или комплексных проблем;
- использовать технологии педагогических мастерских, модульные технологии, кейсы, адаптивное обучение.