Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нравственное воспитание студентов

Определение 1

Нравственное воспитание – это процесс выработки нравственных свойств личности, развитие нравственных ориентиров поведения, морального сознания и морального поведения.

Нравственное воспитание является организованным и целенаправленным процессом. Оно выступает способом воздействия на внутренний мир личности, с целью раскрытия ее лучших качеств.

Нравственное воспитание реализуется на протяжении всей жизнедеятельности личности. Оно имеет свою специфику на каждом этапе ее развития.

Студенческий возраст – не исключение. В этот период личности особенно требуется оказать нравственное воздействие, направленное на ее профессиональное становление и развитие.

Направления нравственного воспитания студентов

В студенческий период личностного развития нравственное воспитания основывается на выработке у учащихся нравственных идеалов. Они формируются на основе интереса студента к нравственным свойствам окружающих его людей, каким-то поступкам, поиском их смыслового назначения и проявлением интереса к различным взаимоотношениям, возникающим между людьми. Эти интересы можно удовлетворить в ходе нравственного развития студента и выработкой у него системы нравственных идеалов.

Определение 2

Нравственный идеал – это способ восприятия личностью моральных основ существования через конкретный образ личности.

Формирование нравственных идеалов студентов осуществляется в ходе следующих направлений нравственного воспитания:

  1. Творческое развитие студентов. Студенты познают дисциплины творческой направленности: искусство, история, литература, культура, традиции, в ходе изучения которых осуществляется их приобщение к музыкальному и художественному творчеству, формируется интерес и потребность в чтении, развивается любовь к музыке, живописи, театральному творчеству. Все это, помогает в формировании конкретных нравственных идеалов и их практической реализации в своей жизнедеятельности.
  2. Воздействие на эмоциональную сферу учащегося. Необходимо активировать познавательную заинтересованность студента, стимулировать его волевые качества, развивать потребности и социальные свойства личности, формировать навыки коммуникативного взаимодействия. Это достигается путем организации коллективного досуга студентов, привлечения их к коллективному творчеству, проектной деятельности, волонтерской работе.
  3. Развитие навыков самооценки. Она формируется в ходе оценивания студентами результатов своей образовательной деятельности, сопоставления своих профессиональных целей с достигнутым уровнем знаний и навыков, формирования навыков адекватной критики и самокритики.
  4. Использование воспитательного потенциала гуманитарных учебных дисциплин. Он ориентирован на формирование основ гражданской культуры и освоение этических норм поведения.
  5. Привлечение студентов к различным видам деятельности. Данная деятельность может быть связана с учебной, а может быть творческой, досуговой, волонтерской. В ее ходе, студенты получают опыт социального общения и взаимодействия в разных ситуациях и направлениях деятельности. Это помогает в формировании нравственного сознания и выработке ориентиров нравственного поведения в тех или иных обстоятельствах.
«Нравственное воспитание студентов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Программа нравственного развития студентов

Реализация нравственного воспитания студентов производится, как правило, куратором студенческой группы. Он составляет программу нравственного развития учащихся и производит ее реализацию в течение конкретного временного периода (как правило, одного учебного семестра).

Реализация программы нравственного воспитания ориентирована на:

  1. Формирование в учебном учреждении воспитывающей нравственной среды. Она должна создавать условия для положительного нравственного развития учащихся и связывать воспитание в учебном заведении с воспитанием учащихся в семье и иных социальных институтах, воздействующих на личностное развитие студентов.
  2. Пропаганду здорового образа жизни. Нравственное воспитание начинается с формирования основ здорового образа жизни учащихся. Для этого, студенты посещают занятия по физической культуре, участвуют в спортивных мероприятиях, организуются дни борьбы с различными зависимостями: алкоголизм, наркомания, игромания, формируются режимные моменты в учебном заведении и т.д.
  3. Организацию коллективного творчества студентов. Для этого применяются разные методы и приемы, средства и технологии организации образовательного процесса.
  4. Выработку индивидуального маршрута нравственного развития каждого студента. Он строится, исходя из его индивидуальных особенностей развития, потребностей и интересов, уровня нравственного развития на момент принятия программы. Необходимо стимулировать основы самопознания личности студента и выработать способы самовоспитания и саморазвития.

Составление программы нравственного воспитания студентов нацелено на подготовку студента к самостоятельной профессиональной и социальной жизнедеятельности, ее построение в соответствии с моральными принципами и этическими нормами. Студента необходимо приобщить к духовно-нравственным идеалам и сформировать условия для выработки у него ценностных ориентиров деятельности, адекватного отношения к окружающему миру и людям, способность к созиданию и творческому развитию.

Программа нравственного воспитания включает следующие компоненты:

  1. Воспитание нравственности студентов. Оно связано с осознанием студентами смысла своего существования, приобщения к своей истории и культуре, понимания своей роли в культурном и историческом развитии своей страны, нации.
  2. Интеллектуальное развитие студентов. Нравственное развитие не может быть реализовано без интеллектуального развития, поскольку нравственность должна носить осознанный характер. Такое ее формирование, возможно, только на основе рационального мышления студента.
  3. Усвоение семейных ценностей. Предполагается воспитание уважения к семейным ценностям, традициям и обычаям семьи, а также формирование потребности в создании собственной семьи, как основы самореализации и самоутверждения личности.
  4. Развитие потребности в здоровом образе жизни. Именно он является составным элементом гармонично развитой личности.

Данные компоненты программы должны быть реализованы при содействии всего педагогического коллектива образовательного заведения и связи с другими социальными институтами и родителями студентов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot