Здоровье относится к важнейшим составляющим счастья и благополучия человека во всех сферах жизнедеятельности. От состояния здоровья граждан зависит успех социально-экономического развития всего общества и государства. В этой связи, государственная политика в социальной сфере ориентируется на развитие здоровой нации. Ее формирование целесообразно начинать с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период происходит активное развитие ребенка в физиологическом, психическом, нравственном и духовном направлении.
В дошкольном возрасте образовательная программа строится на основе формирования культуры здоровья у подрастающего поколения.
Понятие культуры здоровья и ее параметры
Культура здоровья детей дошкольного возраста является составным элементом общечеловеческой культуры. Она включает в себя ценностное и грамотное отношение к своему здоровью и здоровью других граждан, его укреплению, сохранению и поддержанию в оптимальном для жизнедеятельности состоянии. Кроме того, культура здоровья базируется на личностных и социально значимых способах организации жизнедеятельности, ориентированных на развитие физического, психического и социального благополучия, недопущения развития недомоганий и различного рода заболеваний.
Формирование культуры здоровья является важным направлением общественного развития на современном этапе. Приоритетным периодом развития культуры здоровья является ранний и дошкольный возраст, поскольку именно в это время происходит формирование ценностных ориентаций личности, осуществляется ее социализация и ознакомление с различными способами деятельности и приемами построения общественных взаимоотношений. Постепенно, ребенок формирует опыт в различных областях жизнедеятельности, развиваются его представления о правилах поведения в различных сферах, в том числе и в отношении здоровья.
Формирование культуры здоровья у дошкольника происходит посредством развития его здоровьесохраняющей компетентности, как желания решать задачи по поддержанию здорового образа жизни и формирования навыков безопасного поведения, в отношении своего здоровья и не причинения вреда жизни и здоровью окружающим. С другой стороны, культура здоровья дошкольника проявляется в его здоровьесозидающей деятельности.
Основными показателями наличия культуры здоровья у детей дошкольного возраста являются:
- Ценностное отношение детей к здоровью, осознание его смысла и значимости для себя и для всего общества;
- Формирование системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих нормах общественного поведения, принятие и следование концепции здорового образа жизни;
- Формирование здоровьесберегающего поведения, умений и навыков деятельности по сохранению и поддержанию здоровья;
- Развитие и проявление здоровьесберегающей грамотности и следование здоровьесозидающему направлению деятельности;
На современном этапе общественного развития, культура здоровья подрастающего поколения включает в себя формирование регулярного и оптимального двигательного режима, процедуры закаливания, разработку оптимального режима дня ребенка, включающего рацион и время питания, режим сна и досуга, знакомство с правилами и нормами гигиены, создание благоприятной атмосферы, создающей положительный эмоциональный настрой ребенка и мотивирующий его к общественно полезной и рациональной деятельности.
Содержание и задачи формирования культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте, развитие ребенка во всех сферах жизнедеятельности находится на начальной стадии. Ребенок получает первоначальные представления о том, что представляет собой здоровье, как оно влияет на организацию нормальной жизнедеятельности и насколько важно его сохранять и поддерживать. Ребенок усваивает эту информацию неосознанно, а только лишь на основе копирования поведения взрослых, которым он стремится подражать: родители, братья, сестры, педагоги. Поэтому для формирования культуры здоровья в младшем дошкольном возрасте особенно важное значение играет демонстрация здоровьесберегающего поведения.
Основными задачами по развитию ценностного отношения к здоровью являются:
- Формирование заинтересованности и стремления к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
- Формирование заинтересованности изучения себя, своих физических качеств и способностей. Ребенок изучает свою структуру – осанку, рост, строение ног и рук, оценивает свои двигательные навыки, состояние здоровья.
- Формирование представлений о человеке, его организме и критериях здоровья.
- Формирование элементарных гигиенических навыков и правил поведения.
- Формирование навыков безопасного поведения в обществе, различных ситуациях и приемах прошения помощи в затруднительных ситуациях.
- Формирование навыков оказания простой помощи взрослым.
- Развитие самостоятельности в выполнении гигиенических процедур, одевании, уходе за своими вещами и игрушками.
- Формирование навыков игровой деятельности с здоровьесберегающими направлениями.
Содержание и задачи формирования культуры здоровья у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Средний дошкольный возраст охватывает период с четырех до пяти лет. В это время осуществляется развитие более устойчивого интереса детей к правилам сохранения здоровья, развивается их заинтересованность в следовании элементарным гигиеническим навыкам, поддержании собственного здоровья. Кроме того, в этот период развивается самостоятельность детей. Они уже в большей степени способны выполнять гигиенические процедуры, поддерживать опрятный внешний вид и стремятся уберечь себя от различных негативных факторов, воздействующих на организм и наносящих вред здоровью.
К шести-семи годам осуществляется развитие здоровьесберегающих компетенций, расширяются знания и навыки детей в области своего здоровья и его защиты.
К здоровьесберегающим задачам развития детей этого возраста относятся:
- Формирование простых навыков описания состояния своего здоровья, просьба о помощи взрослых при недомоганиях;
- Освоение основных правил поведения: культуры питания в общественных местах, ухода за собой, поддержание чистоты в доме, содержании в чистоте своих вещей и игрушек;
- Развитие навыков предотвращения опасного влияния внешних факторов на собственное здоровье и здоровье окружающих;
- Развитие способностей к самообслуживанию и самостоятельности во всех областях жизнедеятельности;
- Формирование навыков и стремлений к регулярному выполнению физических упражнений.
- Развитие при помощи игры, способностей к разрешению проблемных ситуаций, касающихся здоровья и его охраны.