Этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте
Культура поведения – это совокупность всех форм поведения индивида, в которых выражаются его моральные и этические принципы.
Формирование культуры поведения у дошкольников идет в несколько этапов. На каждом этапе дети в соответствии с возрастными особенностями психики усваивают культуру деятельности, общения и культурно-гигиенические привычки и умения.
- Первая ступень воспитания поведенческой культуры дошкольника начинается в раннем возрасте и предполагает накопление множества единичных фактов-упражнений в поведении, которое поощряется со стороны общества или родителей.
- Вторая ступень включает объяснения со стороны взрослых когда и каким образом должен вести себя ребенок, чтобы заслужить похвалу со стороны окружающих людей. Здесь важно использовать методику предвосхищения, суть которой – предупреждение взрослым в замечании нежелательного поведения со стороны ребенка, то есть помощь в его недопущении.
- Третья ступень уделяет больше внимания осознанию детьми значимости правил этикета. Можно вести беседы об истории возникновения этикета, традициях культуры поведения у людей разных эпох и стран и пр.
Необходимо обучать детей конкретным способам поведения и выражения эмоций, обучать сдерживанию своих чувств, если они могут быть неприятны окружающим.
Одна из задач воспитания культуры поведения и отношений – формировать самоконтроль в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Работа по воспитанию начал самоконтроля у детей включает:
- развитие осознания нравственной ценности правил, которые регулируют поведение, использование их в собственной деятельности;
- формирование умения предвидеть последствия своих поступков и эмоциональных переживаний из-за его совершения;
- формирование осознания личностной значимости того или иного поступка, заключающего в себе моральный смысл.
Методы и формы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Метод – это способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Метод воспитания – это совокупность специфических способов и приемов воспитательной деятельности, используемых в разных типах деятельности учеников, с целью развить у них потребностно-мотивационную сферу, взгляды и убеждения, выработать навыки и привычки поведения, а также корректировать и совершенствовать личностные свойства и качества.
Форма воспитания представляет внешнее выражение этого процесса. В философских категориях содержания и формы отражено единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: внутреннее указывает на то, что имеется, а внешнее – на то, в каком виде это выражается.
К эффективным методам формирования навыков поведенческой культуры в старшем дошкольном возрасте относят этическую беседу. Такого рода беседы необходимо органически включать в систему разнообразных воспитательных методов.
Этические беседы представляют плановые, подготовленные и организованные занятия. Важно глубоко анализировать конкретные факты и поступки, лежащие в основе этической беседы. Такой подготовкой обеспечивается эффективность беседы, она помогает более глубоко усвоить программное содержание.
Такие беседы должны проводиться 5-7 раз в год, продолжительностью до 25 минут каждая. Главная их цель – формировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он будет руководствоваться, совершая тот или иной поступок.
В старшем дошкольном возрасте совершается переход от восприятия содержания отдельного поступка, хороший он или плохой, к обобщенным понятиям, касающимся хорошего поведения. Через этические беседы воспитатели могут связать между собой в сознании ребенка имеющиеся у него разрозненные представления в одно целое – основу будущей системы нравственных оценок.
Хороший воспитательный эффект наблюдается от настольной игры «Школа вежливости», включающей набор различных картинок-правил. С ее помощью в игровой динамичной форме идет изучение правил поведения.
Вопросы поведения в общественных местах становятся все более значимыми в наши дни, в связи с чем необходимо ознакомлять родителей с правилами поведения детей в общественных местах. Данная тема может обсуждаться на собрании или на одной из консультаций. В помощь родителям должны быть оформлены тематические стенды и папки-передвижки.
Чередуя различные методы и формы работы со старшими дошкольниками, чтобы сформировать у них культурное поведение, можно решить следующие задачи:
- воспитать доброжелательность и умение ориентироваться на состояние товарища и его интересы;
- учить сочетать желания удовлетворить свои игровые потребности с интересами товарищей;
- сформировать опыт доброжелательных отношений в рамках совместной деятельности, объединить детей на основе общих интересов. Поддерживать интересные предложения своих товарищей и уступать их желаниям.
- формировать умение обосновывать собственное мнение, убеждать товарищей в его правильности. Формировать осознанное отношения к советам и замечаниям, осознавая их справедливость и значимость в получении положительных результатов деятельности.
- способствовать осознанию дошкольниками личной значимости поступков, которые соответствуют моральным нормам;
- формировать активную позицию по отношению к хорошим и плохим поступкам товарищей, учить выражению своего мнения в формате оценочного суждения, без использования некорректных замечаний;
- формировать простейшие представления о себе как участнике общей деятельности, об отношении к ней и способах поведения, соответствующих этим представлениям;
- развивать благодарность за проявленное внимание, заботливое отношение к себе своих товарищей;
- обогащать спектр гуманных чувств, формировать понятия нормы гуманности и соответствующий им опыт доброжелательного проявления;
- проводить с детьми коррекционную работу, если в их поведении подавляющими являются негуманные проявления к окружающим;
- соблюдать правила культурного поведения.