Необходимость воспитания культуры общения в старшем дошкольном возрасте
Культура общения – это порядок коммуникации субъектов социального взаимодействия, принятый на конкретном этапе исторического развития общества и, ориентированный на рациональное, целесообразное использование средств общения, совершение адекватного выбора средств речевого взаимодействия.
Рисунок 1. Культура общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Культура общения отражает уровень социального развития личности. Она является основой успешного социального взаимодействия и общей социализации личности.
В старшем дошкольном возрасте, ребенок находится на этапе активного взаимодействия с социальной средой. При этом, оно имеет свои особенности, которые обуславливают необходимость развития основ культуры общения в данный возрастной период. К ним относятся:
- Наличие достаточного словарного запаса для развития культуры речи ребенка. Речь выступает средством культурного выражения своих мыслей и чувств. Ребенка необходимо обучать пользоваться речью правильно, говорить тактично и спокойно. Развитие культуры речи помогает в предотвращении возникновения конфликтных ситуаций между детьми.
- Расширение круга общения и социального взаимодействия. В этот период, дети расширяют свои контакты. Они стремятся не просто общаться с детьми, со сверстниками, окружающими их, а выбирают тех, кто им интересен. Ищут «своего человека» для общения. Поэтому, развитие культуры общения необходимо для установления плодотворных коммуникативных связей и отношений.
- Развитые навыки самообслуживания. Они отражают умение самостоятельно одеться, умыться, расчесаться и т.д. Это помогает сформировать основы культуры внешнего вида ребенка, являющейся составным компонентом культуры общения.
- Стремление к отстаиванию своей точки зрения. Старший дошкольник не желает принимать мнение другого человека. Он испытывает потребность доказать свою правоту. Поэтому, культура общения, как никогда необходима. Она помогает детям сформировать основы выражения своей точки зрения и ее корректного отстаивания.
- Неумение строить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Ребенок желает общаться, но общение, по его мнению, должно быть организовано на его условиях, что не всегда устраивает партнера. Требуется наличие навыков соизмерение своих желаний и потребностей с желаниями и потребностями другого человека, проявление вежливости и такта.
- Подготовка к новому этапу жизнедеятельности – обучению в школе. В старшем дошкольном возрасте формируется психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Она невозможна без развития основ культуры общения. Это способствует более легкому прохождению адаптации к школе.
Таким образом, общение выступает основой полноценного развития личности ребенка, способствует его быстрому привыканию к разным социальным обстоятельствам, нахождению своего места в социальной среде, среди сверстников и взрослых.
культуры поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Воспитание культуры поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия воспитания культуры общения старших дошкольников
Культура общения любой личности включает в себя следующие компоненты:
- Культура речи.
- Культура внешнего вида.
- Культура поведения.
- Культура взаимодействия с другими людьми из социального окружения.
Формирование каждого из компонентов культуры общения помогает развить старшего дошкольника, превратить его в социально ориентированную личность, наделенную основами морального поведения в обществе.
Чтобы достичь этого, необходимо соблюдать следующие условия воспитания культуры общения старших дошкольников:
- Профессионализм педагога ДОУ и наличие у него основ культуры общения;
- Наличие культурной среды, окружающей ребенка. Сюда входит и образовательное пространство ДОУ, и родители, и иное окружение ребенка: родственники, друзья;
- Мотивация к овладению правилами культурного поведения и социального взаимодействия. Необходимо убедить ребенка в необходимости вести себя культурно, в важности соблюдения норм культурного общения;
- Создание системы культурного взаимодействия со взрослыми: педагогами и родителями;
- Развитие коммуникативной речи дошкольника. Речь выступает основой общения. ребенок выражает свои мысли и чувства с помощью языковых средств. Поэтому, необходимо уделить внимание формированию коммуникативных речевых навыков ребенка. Требуется уделять внимание освоению выразительных языковых средств, их использованию на практике;
- Развитие навыков ориентирования в различных речевых ситуациях. Ребенок должен понимать, в какую ситуацию он попал и знать правила культурного общения в конкретном случае;
- Создание правил культурного обращения между детьми и педагогами ДОУ в разных ситуациях. К примеру, приветствие при входе в помещение, прощание при уходе, добавление к любой просьбе слова «пожалуйста» и т.д.;
- Адекватный стиль педагогического взаимодействия воспитателя. Оптимально использовать стиль демократического взаимодействия со старшими дошкольниками;
- Разнообразие познавательной деятельности в ДОУ, создающей разнообразные ситуации общения и, побуждающей к соблюдению норм коммуникативного взаимодействия;
- Систематическая работа по развитию культуры общения. Она предполагает регулярность занятий с дошкольниками, а также создание единой направленности воспитания в ДОУ и семье;
- Формирование основ позитивного взаимодействия между дошкольниками;
- Создание комфортной обстановки, ориентированной на эмоциональное и психологическое благополучие старшего дошкольника.
Методы воспитания культуры общения у старших дошкольников
Культура общения старшего дошкольника, прежде всего, развивается на основании примера культурного поведения и общения. Педагог и родители должны демонстрировать основы культурного общения в разных ситуациях. Наряду с этим, культура общения воспитывается посредством применения следующих методов:
- Игровая деятельность. Сюжетные игры помогают создавать различные коммуникативные ситуации, обучающие детей совместной деятельности, выражению своих эмоций и чувств, культурному взаимодействию.
- Организация диалогов дошкольников. Они ориентированы на отработку правил речевого общения. Могут создаваться ситуации телефонных разговоров, проведения интервью, просьбы, предложения и т.д.
- Организация этических бесед. На таких занятиях, дошкольников знакомят с теоретическими основами культурного поведения и общения.
- Соблюдение правил культурного общения в каждом режимном моменте.