Неполная семья – это семья, в которой рядом с ребенком (детьми) находится только один из родителей (мать или отец).
Особенности общения между родителем и ребенком в неполной семье
Особенности воспитания детей в неполных семьях заключаются в том, что с возрастом, у ребенка приходит осознание гендерной принадлежности и возникает необходимость в примере со стороны близкого взрослого человека. В полной семье таким примером для мальчиков являются папы, а для девочек – мамы. В неполной семье, иногда нет такой возможности и ребенку неоткуда черпать пример для подражания и построения собственной модели поведения, неоткуда перенять жизненный опыт и необходимые навыки. Например, отцу-одиночке довольно сложно объяснить дочери каково это – быть женщиной. Аналогично и матери-одиночке сложно показать на собственном примере, каким должно быть настоящее мужское поведение.
Довольно часто недостающего члена семьи заменяет родственник или друг, с которым у ребенка сложились наиболее доверительные отношения.
Большое значение в воспитании ребенка в неполной семье имеет удовлетворение его потребности в общении. Довольно часто, родители-одиночки не могут уделять ребенку достаточно времени, так как на их плечи ложится не только вопрос воспитания детей, но и их полное обеспечение. Большинство родителей-одиночек очень много работают и на общение с детьми у них, порой, не остается времени. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя ненужным грузом. Недостаточность общения с близким человеком отрицательно сказывается на развитии ребенка: возникают трудности с самооценкой, депрессивность, замкнутость или напротив демонстративное вызывающее поведение.
Для предотвращения данной ситуации родитель должен дать ребенку не только все необходимое в материальном плане, но и в психологическом. Однако необходимо помнить, что и переизбыток заботы так же вреден, как и ее недостаток.
Эмоциональные потребности детей, воспитывающихся в неполных семьях
В правильном воспитании детей из неполных семей больше значение имеет эмоциональная составляющая. Это связано с тем, что именно эмоции позволяют ребенку познать окружающий мир, и научиться в нем эффективно взаимодействовать. Получить необходимое эмоциональное общение можно и в неполной семье, ребенку важно чувствовать себя любимым и нужным. Поэтому при воспитании ребенка, родителю-одиночке необходимо рационально распределять собственные силы, не стараться брать на себя непосильную ношу и быть одновременно двумя родителями. Ребенку достаточно видеть своего родителя счастливым и уверенным в себе.
В том случае, если родитель выглядит замученным, постоянно уставшим и разраженным, то и те блага, которые родитель покупает ребенку не в радость. Ребенку гораздо важнее «живое» общение с мамой или папой, совместные прогулки по парку, чтение сказок, общение на различные темы и т.д.
Ребенок, воспитывающийся в полной семье, существует с первых дней своей жизни в маленьком социуме, где помимо него есть еще мать и отец. Это помогает ему сформировать модель взаимодействия с окружающими, он учится реагировать на поведение людей противоположного пола. Дети, которых воспитывает один родитель, лишены такой возможности. Он не может наблюдать за семейными отношениями, соответственно и его модель взаимодействия в обществе формируется по-другому.
Таким образом, одной из основных задач родителя-одиночки является подготовка ребенка к социальному взаимодействию.
Достигается это посредством демонстрации различных вариантов взаимодействия людей, показом примеров из окружения. Например, ребенок может наблюдать за тем, как общаются между собой бабушка и дедушка, дядя и тетя. Кроме того, родитель может смотреть совместно с ребенком мультфильмы или читать книги, где герои создают правильную модель поведения. Все это может помочь ребенку полноценной личностью и сформировать верную модель поведения в обществе, модель взаимодействия с противоположным полом и т.д.
Ошибки родителей-одиночек в воспитании детей
Довольно часто родители-одиночки совершают ошибки в воспитании детей.
Ошибки воспитания, допускаемые материями-одиночками.
Неправильное формирование взаимодействия и общения с противоположным полом. Особенно ситуация усугубляется, если отец бросил мать и у нее возникла на него сильная обида. Данная обида переносится и на модель общения ребенка с противоположным полом. Так, мать с детства может привить дочери ненависть к мужчинам. С возрастом у ребенка формируется негативное отношение к мужчинам, недоверие и убеждение, что от них не стоит ждать чего-то хорошего.
В том случае, если брошенная женщина воспитывает сына, то ее негативный настрой может сформировать у ребенка ошибочный стереотип мужского поведения. Рассказывая сыну о том, какой плохой у него отец, мать заставляет его чувствовать себя ущербным, так как он «часть своего отца». В этом случае у мальчика падает самооценка, в подростковом возрасте возникают психологические проблемы, сложности в общении со сверстниками и противоположным полом.
Ошибки воспитания отцов-одиночек.
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются отцы-одиночки, является отсутствие физической связи с ребенком. Это связано с тем, что женщина воспринимает своего ребенка с момента зачатия, она чувствует его движения. Все это способствует возникновению крепкой подсознательной связи. Мужчина не может почувствовать этого контакта.
Наибольшие трудности возникают у отцов-одиночек в воспитании дочерей. Довольно часто у них вырастают девочки, которых принято называть «своим парнем», так как папы не могут, а точнее не знают, как им привить женственность. Вместо этого девочка вырастает сильной, самостоятельной и выносливой. Поэтому, если отец воспитывает дочь в одиночку, то ему просто необходима помощь со стороны родственников и знакомых женского пола.