Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Определение 1

Индивидуальные особенности развития ребенка – это специфические черты функционирования его психических процессов, приводящие к появлению разнообразных потребностей и интересов, стремлений и взглядов и, требующие особого внимания и подхода при организации учебно-воспитательной работы.

Индивидуальные особенности развития закладываются в основу построения воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Помимо индивидуальных особенностей развития, в расчет берется возрастная специфика функционирования различных процессов организма: физическое развитие, психические процессы.

В этой связи, процесс воспитания детей разных возрастов и особенностей развития должен строиться на основе индивидуального подхода. Это позволить создать полноценную предметно-развивающую среду в ДОУ, благоприятный психологический климат для развития каждого ребенка и его особенных видов деятельности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. . Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. . Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условия организации дошкольного воспитания на основании возрастного подхода

Возрастной подход предполагает учет специфических черт психического развития ребенка, функционирования его психических процессов при организации воспитательной работы.

Процесс дошкольного воспитания, основанный на возрастном подходе, реализуется на основе следующих принципов:

  1. В основе воспитательного процесса лежит принцип возрастной адекватности дошкольного воспитания.
  2. Распределение занятости детей различными видами деятельности в течение разных временных промежутков. Выбирается определенный временной период в течение дня оптимальный для занятия данной деятельностью и отводится определенное время на ее реализацию.
  3. Построение оптимального режима дня, отвечающего возрастным потребностям в сне, пище, прогулке и досуговой деятельности.
  4. Возрастные границы остаются неизменными. Это означает, что попадание ребенка в новую социальную ситуацию не ведет к изменению параметров его оптимального возрастного развития.
  5. При планировании воспитательной деятельности, постановке целей и задач воспитания они соотносятся с потребностями возраста ребенка и возрастными целями его развития. Имеется в виду, что в каждом возрасте есть приоритетные направления развития, на которых требуется акцентировать внимание в данное время.
  6. Содержание деятельности дошкольников строится, исходя из наличия у них определенной системы знаний и навыков деятельности.
  7. Опора на ведущую деятельность данного возрастного периода. В каждом возрасте имеется вид деятельности, который преобладает над другими. Это обуславливает выбор методов и форм воспитания, основанных на приоритетной деятельности ребенка.
«Воспитание детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в воспитательном процессе

Индивидуальный подход в воспитательном процессе связан с опорой на физиологию развития ребенка, функционирование его психических процессов, интеллектуальное и нравственное развитие.

Построение индивидуального воспитательного подхода требует проведения диагностики, ориентированной на выявление физических и иных особенностей развития дошкольника. Диагностика требует определенного времени. Поэтому, разработка индивидуального подхода является процессом поэтапным.

Индивидуальные особенности ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Индивидуальные особенности ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Индивидуальные особенности развития ребенка являются отражением функционирования его нервной системы и ее процессов. Для этого, исследуются нервные процессы детского организма, и выявляется тип нервной деятельности. Выделяют следующие типы:

  • Сильный неуравновешенный тип. Он отражает наличие холерического темперамента, высокой возбудимости и активностью в разнообразных видах деятельности. Это приводит к тому, что ребенок легко берется за всякую деятельность, но быстро теряет интерес. Контролировать себя, тормозить свою активность он не способен. Поэтому требуется делать упор на развитие у него процессов торможения и способности доведения начатого до конца;
  • Сильный уравновешенный тип. Он отражает наличие сангвинического темперамента, активную личность, способную к торможению т.е. возбудимость находится на высоком уровне, но ее уравновешивает торможение. Поэтому, ребенок может легко адаптироваться к новым условиям, выполнять различные задания, устанавливать контакты. Для такого ребенка необходимо подбирать те виды деятельности, которые находятся в зоне его ближайшего развития;
  • Сильный уравновешенный инертный тип. Он отражает спокойную личность, наделенную флегматичным темпераментом. Ребенок, относящийся к данному типу является уравновешенным, спокойным, малоподвижным. Ему сложно сконцентрировать внимание на чем-либо, но он стремится к доведению начатого до конца. Это требует применения специальных воспитательных методик, помогающих направить внимание ребенка на определенный вид деятельности;
  • Слабый тип. Он отражает повышенное развитие процессов торможения и меланхолический тип темперамента. Дети требуют особого воспитательного подхода, поскольку адаптация к новой среде, установление коммуникативных связей дается им нелегко. Им необходимо создавать среду, в которой они будут испытывать большое количество положительных эмоций, поскольку отрицательные негативно сказываются на их психическом и физическом здоровье, препятствуют нормальному развитию.

В связи с наличием разных типов нервных процессов, построение воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей дошкольника требует:

  1. Изучение физического состояния ребенка, его здоровья, состояния нервных процессов, уровня развития работоспособности.
  2. Изучение познавательного развития ребенка и его потенциальных возможностей. Это помогает акцентировать внимание на развитии интеллектуальных способностей более слабых детей, посредством оказания помощи в обучении, использования специальных приемов на развитие внимания и памяти. Сильные дети тоже не должны оставаться без внимания. Им требуются дополнительные занятия, более сложные задания.
  3. Исследование эмоциональной сферы личности ребенка. Параметры эмоционального развития влияют на выбор оптимального воспитательного маршрута и его продуктивность.
  4. Определение характера и темперамента ребенка. Эти данные необходимы для построения оптимальной коллективной деятельности, разработки поручений для отдельных ребят.
  5. Изучение условий жизнедеятельности ребенка.
Дата последнего обновления статьи: 06.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot