Социализация младшего школьника
Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и ценностей социального поведения, выработки социальных ориентиров деятельности, способствующих эффективному функционированию и жизнедеятельности в социальном пространстве.
Социальное становление начинается с рождения ребенка. Появившись на свет, он попадает в социальную среду, в которой ему необходимо жить и развиваться. Так, начинается его приспособление к социуму.
На каждом возрастном этапе развития социальное развитие личности имеет свои особенности, которые связаны с возрастными параметрами функционирования психических процессов, социальной обстановкой, в которую попадает ребенка в этот период, социальным институтом жизнедеятельности ребенка. Важно, что социализация невозможна без внедрения личности в социальную среду. Полное изолирование личности от социума отрицательно сказывается на его социальном развитии. К социальной среде, законам ее функционирования, особенностям, системе отношений, сложившихся в ней необходимо приспосабливаться и принимать нормы социального поведения в качестве собственных ориентиров деятельности.
Младший школьный возраст является особенным периодом развития ребенка. В этом возрасте происходит активизация нового кризиса в развитии ребенка, который связан с психическими процессами, а также новой средой, новым социальным пространством, в которое попадает ребенок, и к которому ему необходимо привыкать.
Успех социализации младшего школьника зависит от ряда показателей:
- Развитость таких личностных свойств, как ответственность, исполнительность, самостоятельность, самоконтроль, инициативность, активная жизненная позиция.
- Умение контролировать свои желания и подчинять их нормам поведения, установленным в школе.
- Формирование навыков установления коммуникативных связей, построение системы социального взаимодействия способствует личностному росту младшего школьника.
- Формирование адекватной самооценки учащегося. Нельзя полагаться только на оценку педагогом своей учебной деятельности и соблюдении дисциплины. Важно, уметь оценивать не только итоги своей деятельности, но и ее ход.
- Развитость мотивации к достижению успеха в различных видах деятельности.
- Формирование социальных мотивов деятельности: самоутверждение, саморазвитие, самоопределение, самообладание.
- Развитость произвольной эмоциональной регуляции поведения.
Социальное развитие младшего школьника связано с освоением им новых социальных ролей и отношений. Ребенок осваивает новые виды деятельности, приобщается к новому социальному пространству и берет на себя новые роли, которые требуют от него освоения новых действий, новых правил, активизации самоконтроля и самопознания.
В ходе социализации младшего школьника реализуется его готовность к выполнению новых социальных действий. Если социальное развитие проходит успешно, то учащийся чувствует эмоциональное удовлетворение от учебного процесса, у него формируется потребность в посещении школы, активизируется стремление к познанию и самопознанию.
Итогом положительной социализации младшего школьника является его социализированность – соответствие тем социальным требованиям, которые предъявляет общество к данному возрастному этапу развития ребенка, и определенной социальной роли.
Значение внеурочной деятельности в социальном развитии младшего школьника
Внеурочная деятельность – это часть образовательного процесса учебного заведения, не связанная с учебой, но ориентированная на решение воспитательных задач и социальное развитие личности учащихся.
Рисунок 1. Внеурочная деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Само название данной деятельности отражает временной период ее реализации – во внеурочное время. Время, которое отводится на внеурочную деятельности является различным и зависит от ее разновидности, потребностей учащихся, решаемых воспитательных задач и других факторов.
В ходе внеурочной деятельности решается большинство воспитательных задач. Она способствует социальному развитию личности, поскольку социализация – это процесс интеграции в культурную среду общества, принятие его норм и законов функционирования. Школа является обществом в миниатюре. Попадая в школу, ребенок приобщается к ее устройству, особенностям функционирования, учится жить и действовать в ней по установленным правилам и регламенту. По сути, ребенок усваивает основы культуры того общества, в которое он попал. При этом, его культурные нормы и ценности отражают общие основы культурного развития социальной среды. В этой связи, социальное развитие ребенка реализуется в школьном пространстве, которое выступает в качестве модели реального социального пространства.
В свою очередь школа оказывает воздействие на развитии личности ребенка. Внеурочная деятельность характеризуется огромным воспитательным потенциалом, обусловленным большим объемом временных ресурсов и разнообразием видов и направлений внеурочной деятельности.
Социальное развитие младшего школьника реализуется в следующих видах внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительная деятельность. Сюда входит организация различных спортивных мероприятий – соревнования, состязания, создание спортивных секций, проведение оздоровительных процедур.
- Художественно-эстетическая деятельность. Она основана на проведении выставок работ учащихся, кружков искусства, организацией экскурсий в музеи и галереи, посещение выставок и т.д.
- Научно-познавательная деятельность. В школе создаются лаборатории, исследовательские центры, в которых каждый учащийся может почувствовать себя настоящим ученым. Кроме того, имеются библиотеки, позволяющие детям получить доступ к научной литературе.
- Проектная деятельность. Проекты требуют объединения детей для совместного выполнения какой-то работы. Это формирует навыки коллективного взаимодействия, воспитывает уважение к чужому мнению, чужим взглядам, навыки слушания и восприятия иной точки зрения, ее принятия, активизирует критическое мышление.
- Гражданско-патриотическая деятельность. Она связана с проведением патриотических праздников (9 мая, день России), организацией мероприятий гражданского значения и т.д.