Сущность понятия «социокультурная среда» и ее воздействие на развитие личности ребенка
Социокультурная среда – это система отношений, возникающих между людьми в социальном пространстве и социальными институтами, а также культурные основы жизнедеятельности людей, нормы поведения и совокупность разновидностей общедоступной деятельности.
Социокультурная среда оказывает эффективное разносторонне воздействие на формирование личности ребенка. Оно может быть, как положительным, так и отрицательным.
В младшем школьном возрасте происходит становление личности учащегося. В этой связи, социокультурная среда является определяющим фактором формирования личности ребенка.
Социокультурная среда состоит из трех основных компонентов, каждый из которых оказывает свое воздействие на развитие личности младшего школьника:
- Мегасреда - это социальное пространство, которое окружает ребенка и определяет духовное и психологическое состояние современной эпохи. На развитие ребенка оказывает воздействие культура социального пространства и условия существования человечества.
- Макросреда – это общество, государство, к которым принадлежит ребенок. На развитие младшего школьника, в данном случае, оказывает воздействие структура общества, его социальные институты: школа, система дополнительного образования, семья, а также средства массовой информации.
- Микросреда – это социальное окружение ребенка, включающее родителей, педагогов и коллектив учащихся.
Социальная среда в целом и ее отдельные компоненты будут оказывать положительное воздействие на развитие личности младшего школьника в том случае, если будут отвечать следующим условиям:
- Стабильность и устойчивое функционирование социальной среды;
- Все компоненты среды должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Особенно это касается тех областей, в которых протекает жизнедеятельность младшего школьника;
- Все виды деятельности младшего школьника должны носить осознанный характер;
- Ребенок должен воплощать себя во внешней среде, а соответственно, она должна быть гибкой и поддаваться преобразованиям ребенка под себя и свои потребности;
- Вариативность социокультурного пространства. Компоненты среды должны быть многообразными, давая варианты самореализации и нахождения своего места в ней;
- Ориентацией на общечеловеческие и общекультурные ценности.
Социальная среда выступает комплексом социальных факторов жизнедеятельности и природных условий проживания. Все это оказывает активное воздействие на формирование личности младшего школьника.
Социокультурная среда ориентирована на формирование социально и культурно развитой личности, наделенной основами самореализации и самоутверждения в ней.
Воспитательная работа по формированию социокультурной личности младшего школьника
В младшем школьном возрасте необходимо учитывать уровень формирования личности дошкольника и его нахождение в стадии социального становления. Поэтому, социокультурная среда является важным компонентом воспитательного процесса, ориентированного на развитие личности учащегося.
Чтобы сформировать социокультурную развитию личность, необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс начальной школы воспитательную работу по следующим направлениям:
- Формирование знаний в области культурных ценностей и социальных норм поведения. учащийся должен сформировать представление о культурной взаимообусловленности и взаимозависимости ценностей, норм, культуры, традиций и обычаев социальной сферы.
- Развитие социальной компетенции младшего школьника. Это направление отражает необходимость формирования основ толерантности и межкультурного взаимодействия.
- Формирование основ социокультурной самокомпетенции. Младший школьник должен для себя решить, какие явления культуры, ценности и нормы формируют его личность.
- Формирование деятельностной компетенции. Она связана с выработкой направлений социокультурного поведения. ребенок должен освоит навыки конструктивного общения и анализа своего поведения, поступков, а также поведения и поступков других людей социального пространства.
- Формирование гражданского самосознания и гражданской позиции.
Рисунок 1. Социокультурное развитие учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проблемы социокультурного развития младших школьников
Современное общество сталкивается с рядом проблем функционирования социокультурного пространства, которые отражаются на развитии личности младшего школьника. К ним относятся:
- Снижение роли семейного воспитания и семейных ценностей. Родители не уделяют достаточно внимания развитию своего ребенка, делегируя полномочия на учебные заведения. Семейное единение нарушается. Ребенок проводит мало времени в домашней обстановке и не усваивает в полной мере семейные традиции и ценности.
- Развитие информатизации приводит к сокращению реального общения и посещения культурно-массовых мероприятий. Социальное взаимодействие существенно сокращается. При этом, именно социальная среда является основой развития личности. индивид становится личностью только в ходе социального взаимодействия.
- Развитие культурной глобализации, что с одной стороны хорошо, а с другой стирает национальные особенности, стандарты и нормы поведения.
- Традиционные культурные основы искажаются в телевизионном представлении и интернет пространстве. Учащимся доступен неограниченный доступ к разным информационным ресурсам, которые не всегда оказывают положительное воздействие на психическое здоровье ребенка и его культурное развитие.
- Снижение роли игровой деятельности в развитии младших школьников. Народны игры теряют свою актуальность. На смену им приходят компьютерные игры, которые не ориентированы на освоение социального опыта деятельности.
- Морально ценностные взаимоотношения между детьми и взрослыми снижаются. Это приводит к невозможности приобщения ребенка к культурным ценностям.