Понятие речевой функции, развитие речи ребенка
Речевая функция – это наиболее значимая психическая функция человека, включающая коммуникативную, регуляционную, интеллектуальную и познавательную составляющие.
В процессе речевого развития идет формирования высших форм познавательной деятельности и способностей к развитию понятийного мышления.
Речевые нарушения отражаются на общем развитии ребенка: ограничивается развитие его познавательных и эмоциональных проявлений, проявляются нежелательные особенности поведения, затрудняется развитие коммуникабельности и адаптация к современному социуму.
Речевое развитие идет под влиянием разных факторов. Выделяют биологические причины, включающие неблагоприятные периоды внутриутробного развития и родов, наследственности, мозговые инфекции и травмы, перенесенные ребенком после рождения.
Но вместе с биологическими факторами важную роль играет и социально-психологический фактор. Образовательный потенциал родителей, речевая среда, стиль воспитания в среде, психологический климат внутри семьи могут воздействовать на речевое развитие детей разными способами.
Уровень развития лексико-грамматического строя и произносительной стороны речи, расширение у детей словарного запаса в семьях с родителями с высшим образованием, высоким уровнем культуры, чаще соответствует установленной возрастной норме.
Также психологи отмечают, что родители, удовлетворенные своей семейной жизнью, относятся к детям с большей теплотой, употребляют более экспрессивную и менее директивную речь, что вызывает со стороны ребенка теплоту и привязанность, способствуя лексико-грамматического строя речи.
Иными словами, чтобы отмечалось нормальное речевое развитие ребенка, необходимо наладить психологический климат внутри семьи.
Если у ребенка отмечают речевые нарушения, то внутрисемейные отношения, складывающиеся определенным образом, могут тормозить или способствовать становлению отдельных сторон речи.
Если климат внутри семьи неблагоприятный, у детей может быть диагностировано эмоциональное неблагополучие и затруднено взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
В семьях, где царит взаимопонимание, коррекция речевых нарушений происходит быстро, без негативных последствий.
Типы семей
Для более объективной оценки поведения ребенка, принято использовать классификацию типов семьи, которая была предложена Барбарой Колорозо.
Она выделила три основных вида семей: кирпичная стена, медуза и основной стержень. Они отличаются между собой взаимоотношениями, удерживающими членов семьи вместе.
Семья «кирпичная стена» характеризуется следующими чертами:
- у родителей абсолютный авторитет, они контролируют детей, всегда и во всем правы;
- постоянные жесткие правила;
- ребенок не может осуществлять самостоятельных действий, а любое непослушание наказывается;
- родители, чтобы манипулировать и контролировать поведение ребенка, используют сарказм и подтрунивание.
Дети в таких семьях не могут открыто выразить свои чувства и высказать мнение, у них есть минимальная возможность для определения своих истинных желание и чувств.
Семья «медуза». Родители в семьях такого типа смешивают в своих воспитательных действиях элементы полного беспорядка и жесточайший контроль и наказания, а дети в таких условиях полностью растеряны и дезориентированы. Они не знают, какой реакции ожидать от родителей и как себя следует вести.
Дети стремятся стать ближе к тем людям, которые обеспечат им хотя бы незначительный покой и порядок. Взрослея, они не могут любить своих близких. Стиль их жизни предполагает стремление унижать и манипулировать окружающими людьми.
Семья – «осевой стержень» предполагает отсутствие иерархического деления, нарушения прав и свобод других людей, затягивания времени решения возникающих вопросов.
Главной функцией родителей является не требовать выполнять какие-либо действия, а на личном примере показывать правильные поступки. Дети растут не только под контролем родителей, но и под собственным контролем.
В семьях типа осевого стержня выстраиваются взаимоотношения, в которых нет страха и угрозы. Спокойствие и миролюбие – основные их составляющие. Ребенок с раннего детства привыкает отвечать за совершенные поступки и раннего возраста отличается самостоятельностью. Дети растут в атмосфере взаимного уважения, поэтому проявляют уважение ко всем взрослым.
Рекомендации родителям по развитию речи детей-дошкольников
Специалистами разработан перечень рекомендаций для родителей, направленный на помощь в речевом развитии дошкольников:
- регулярность общения с ребенком – хотя бы 15-20 минут в день содержательного, интенсивного и полезного общения;
- учет возрастных и личностных особенностей ребенка – общение должно проходить на интересные, понятные и актуальные ребенку темы. Можно поговорить о том, что ребенок видит, чувствует, думает, делает, объяснять поведение в той или ной ситуации, объяснять принимаемые решения;
- при занятиях продуктивной деятельностью с ребенком, необходимо комментировать все действия, выполняемые совместно, все этапы выполнения задания, обсуждать выполненную работу;
- общаясь с ребенком, необходимо проявлять искренний интерес к процессу общения. Играя с ребенком, родители могут строить разные предложения: простые и сложные, распространенные и нераспространенные, создавая таким образом пример, как использовать родной язык;
- игровая деятельность должна сопровождаться комментариями, со словесным описанием всех этапов игры;
- должна быть создана комфортная, теплая атмосфера во время игры: родитель должен быть доброжелателен, улыбаться, поддерживать инициативу ребенка и подбадривать его.
Реализация нового стиля взаимодействия в семье помогает избегать одностороннего подхода, характерного для прежних типов взаимодействия.
Конечным результатом взаимодействия между детьми и родителями является интерес со стороны родителей к успехам ребенка, оказание им помощи, контроль и помощь в становлении красивой правильной речи.
Благодаря формированию доверительно-партнерских отношений всех участников коррекционной деятельности, могут быть успешно преодолены не только непосредственные речевые нарушения, нарушения памяти, внимания, мышления, моторики и поведения ребенка, но решен ряд внутрисемейных конфликтов и проблем детей, сформирован благоприятный внутрисемейный климат, идет развитие детско-родительских отношений.