Вклад А. В. Запорожца в развитие педагогики и системы дошкольного воспитания
Александр Владимирович Запорожец – доктор педагогических наук, ученик Л.С. Выготского, занимался исследованием целого ряда проблем, связанных с развитием детей дошкольного возраста.
Вклад А.В. Запорожца в психологию и педагогику неоценим. Его работы используются и в настоящее время в таких областях педагогической науки как возрастная педагогика, общая педагогика, педагогическая и медицинская психология.
Часть исследования А.В. Запорожца опираются на труды и исследования его учителя Л.С. Выготского, часть он разрабатывал отдельно и изолированно от трудов других исследований. В процессе работы А.В. Запорожец всегда был в активном творческом диалоге со своими коллегами. Особенно активно он общался с А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и Д.Б. Элькониным. Именно поэтому некоторые его теоретические положения часто перекликаются с трудами других исследователей. Так же необходимо отметить, что концепции одного автора подхватывались, дополнялись и развивались другими учеными.
В своих трудах А.В. Запорожец исследовал такие важные психические качества человека как воображение, мышление, воля, нравственные и социальные чувства и т.д. По его мнению, они не могут возникнуть, и уж тем более совершенствоваться спонтанно, их следует целенаправленно развивать, опираясь на индивидуальный опыт ребенка.
Кроме того, А.В. запорожец подчеркивал, что одним из наиболее важных условий успешного развития ребенка является социальная среда, являющаяся подлинным источником психического и физического развития ребенка. Именно социальная среда представляет собой носитель содержания человеческой психики. Взаимодействуя с социальной средой, ребенок приобретает свой собственный чувственный опыт, через который осуществляется его полноценное и всестороннее развитие. В связи с чем, одной из главных задач взрослых, окружающих ребенка, является создание благоприятной окружающей среды.
В своих исследованиях А.В. Запорожец доказал, что центральную роль в психическом развитии имеют ориентировочные компоненты. Ориентировочные компоненты, в отличие от исполнительских, не просто формируют у детей определенный вид деятельность в целом, а направлены на ее отдельные части. Именно это способствует выделить и понять, с помощью каких средств и способов развитие ребенка будет более успешным и результативным.
Таким образом, потенциал ориентировочной части деятельности ребенка, по мнению А.В. Запорожца, выполняет функцию моделирования определенных предметов и явлений, которыми ребенок действует. В процессе действия моделями у детей происходит формирование адекватных представлений, переживаний и понятий о предмете или явлении. Без данной ориентировки невозможно осуществить приобщение детей к социально значимым смыслам.
Последние годы жизни А.В. Запорожец посвятил изучению проблем личности ребенка дошкольного возраста. Он рассматривал личность ребенка дошкольника как нечто целостное, считая, что главным в её развитии является усложнение действий и ориентировок, как наиболее важных аспектов развития психики ребенка.
Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника
Наибольшее внимание А.В. Запорожец уделял исследованию детской психологии, а конкретно вопросам развития психических процессов и личности ребенка дошкольника.
По мнению А.В. Запорожца, структура личности ребенка дошкольника состоит из двух взаимосвязанных подсистем: регуляции и отражения:
- Подсистема отражения включает в себя некоторые генетические уровни: перцептивный, умственные и воображаемые действия.
- Подсистема регуляции включает в себя мотивы, эмоции и ценности, которые развиваются по направлению от фиксированных узкоиндивидуальных, направленных на биологические потребности ребенка до широкосоциальных, ориентированных на потребности окружающих людей и общества, включают в себя нравственные нормы.
Выделенная А.В. Запорожцем система складывается в процессе развития ребенка поэтапно, при этом каждый нижележащий уровень не исчезает после того как появляется высший, он продолжает функционировать, выполняя роль «помощника».
Такое понимание личности помогает педагогу, организующему процессы воспитания, обучения и развития понимать сущность психических процессов ребенка дошкольного возраста и осознавать, что процесс развития личности является связанным с ними самым тесным образом.
Личность ребенка дошкольного возраста - это новое качественное понятие, основанное на особенностях синтеза регулятивных и познавательных психических процессов, представляющих собой совокупность значимых для каждого человека аспектов действительности.
Выдвинутые А.В. Запорожцем положения в настоящее время используются в практике дошкольного образования. На них опирается идея амплификации, которая подразумевает обогащение и постоянную подпитку процесса развития психики ребенка дошкольника, посредством создания специальной организованной системы воспитания и обучения.
Данная «подпитка» должна быть организована на основании учета возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей ребенка дошкольного возраста, имеющихся у него знаний и умений. Важным условием является профессионализм педагога, который используя всю имеющуюся у него о ребенке информацию, организует действительно эффективный воспитательно-развивающий процесс, гарантирующий развитие ребенка.
В своих трудах А.В. Запорожец выделяла такие важные качества личности как ценностные, нравственные, эстетические и эмоциональные. Именно их в первую очередь необходимо формировать и развивать у ребенка дошкольного возраста, так как они могут гарантировать психологическое здоровье ребенку. Такое понимание личности ребенка дошкольного возраста полностью отвергало понимание и принятие ребенка как существо эгоистичное и асоциальное, которое следует развивать и «переделывать» в социальный субъект.