Дошкольные и школьные образовательные учреждения и реализуемые ими образовательные программы
В настоящее время образовательные учреждения подразделяются на типы, внутри каждого типа они делятся на виды.
Дошкольные образовательные организации осуществляют деятельность по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
Виды дошкольных образовательных организаций:
- детский сад – осуществляет воспитание и развитие детей дошкольного возраста (1,9 – 7 лет), на основании общеобразовательной программы;
- детский сад компенсирующего вида – осуществляет воспитание детей, имеющих недостатки в психическом или физическом развитии, на основании коррекционных программ;
- центр развития ребенка (детский сад) – воспитание и развитие детей дошкольного возраста по нескольким направлениям, на основании общеобразовательной программы.
Образовательные организации, реализующие школьное образование:
- начальная общеобразовательная школа, осуществляет свою деятельность на основании программы начального образования (1-4 класс);
- основная общеобразовательная школа, осуществляет деятельность на основании программ начального и среднего образования (1-9 класс);
- средняя общеобразовательная школа, осуществляет деятельность на основании программ начального, среднего и среднего (полного) образования (1-11 класс);
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов – помимо общеобразовательных программ, реализует дополнительные программы по отдельным предметам и направлениям;
- гимназия, лицей – осуществляют деятельность на основании общеобразовательной программы и программ, разработанных специально для данного учебного заведения, направленных на разностороннее и углубленное изучение отдельных дисциплин.
- специальная (коррекционная) образовательная организация (учреждение) – для детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии (слабослышащие, с нарушениями речи, умственно отсталые и т.п.), осуществляют деятельность на основании специально разработанных коррекционных программ, в зависимости от вида нарушения у учащихся;
- учебно-воспитательные организации (учреждения) – осуществляют воспитание и обучение детей с девиантным поведением, бывают закрытого и открытого типа;
- санаторно-лесная школа (интернат) – учебное заведение для детей 7-14 лет, имеющих хронические заболевания и требующих постоянного или длительного лечения;
- школы-интернаты – учебные организации, предусматривающие круглосуточное пребывание обучающихся (сироты, дети, имеющие проблемы со здоровьем, одаренные дети, трудные подростки и т.д.), реализуют программы в зависимости от контингента детей.
Профессиональные образовательные организации и реализуемые ими образовательные программы
Профессиональные образовательные организации подразделяются по типу образования - среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование.
Профессиональные образовательные организации – средние специальные учебные заведения, которые реализуют программы профессиональной образовательной подготовки (техникум, колледж).
Образовательные организации высшего образования, осуществляют программы высшего и послевузовского образования (по специальностям), программы подготовки и переподготовки кадров, а также программы научных и научно-педагогических работников.
К данным образовательным организациям относятся:
- Университеты,
- Институты,
- Академии.
Образовательные организации высшего образования предусматривают реализацию указанных программы на трех основных ступенях высшего образования:
- Бакалавриат (3-4 года обучения) – осуществляется подготовка профессиональных кадров высшего образования, по специальностям. Является базовым высшим образованием. Окончание бакалавриата достаточно для получения документа (диплома) о получении высшего профессионального образования.
- Магистратура (2,5 года) – следующая ступень подготовки, осуществляется по тому же направлению, что и бакалавриат. Окончание магистратуры предусматривает защиту диссертации и присвоение ученой степени.
- Аспирантура – заключительная ступень высшего профессионального образования, по ее окончанию присваивается докторская степень.
Организации дополнительного образования и реализуемые ими образовательные программы
К организациям дополнительного образования относятся:
- Организации дополнительного образования, реализуют программы дополнительного образования детей по различным направлениям образования, к ним относятся: Центры дополнительного образования, Центры культуры, Дворцы детского творчества, Дома детского творческого, Станции юннатов, Школы искусств, Детские клубы, Спортивные организации и т.д.
Организации дополнительного профессионального образования, реализуют программы дополнительного профессионального образования в одной из областей знаний.
Различают:
- Академии повышения квалификации – занимаются научной и методической работой, проводят прикладные и фундаментальные научные исследования, оказывают необходимую методическую и информационно-аналитическую помощь иным образовательным учреждениям.
- Институты повышения квалификации – занимаются профессиональной подготовкой специалистов в различных областях и отраслях деятельности, с целью удовлетворения потребностей региона в специалистах.
К ним относятся:
- Учебные центры профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров
- Региональные и межотраслевые центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
- Разнообразные центры, школы и курсы по повышению квалификации
- Учебные центры, на базе Службы занятости