Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ
Занятие в ДОУ – это организованный тип обучения и временной отрезок процесса обучения, который отражает все его структурные компоненты, а именно: общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения.
Выделяют следующие основные признаки занятия:
- занятие, как основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
- временной промежуток занятия – 10-15 минут в младшем дошкольном возрасте и до 35 минут в старшем дошкольном возрасте;
- занятие может быть интегрированным, то есть посвящаться не одному типу познавательной деятельности, а нескольким;
- занятие может быть классическим, традиционным и нестандартным.
Выделяют несколько типов нетрадиционных занятий:
- занятия-соревнования – строятся на соревновании детей, например, кто быстрее сможет назвать, найти, определить, заметить и пр.;
- КВН – дети делятся на команды, и проводится математическая или литературная игра-викторина;
- театральное представление – разыгрываются микросценки, которые содержат познавательную информацию для детей;
- сюжетно-ролевые игры – воспитатель в игре является равноправным партнером, подсказывающим сюжетную линию игры и решающим задачи обучения;
- консультации – дети учатся «по горизонтали», консультируясь с другими детьми;
- взаимообучение – дети - «консультанты» учат других детей конструировать, рисовать, делать аппликации;
- аукционы – проводят в виде настольных игр;
- поиск истины – исследовательская детская деятельность;
- путешествия;
- бинарные занятия – составление рассказов на основании использования двух предметов, от перемены положения которых зависят изменения в сюжете и содержании рассказа и пр.
Обратная связь с воспитанниками будет значительно лучше, если воспитателем используются нестандартные формы обучения и новые цифровые технологии воспитания, обусловленные требованиями современного развивающегося общества.
В современном мире информационные технологии дают возможность большинству педагогов проявить творчество, заняться поиском новых нетрадиционных форм и методов воспитательно-образовательной деятельности.
Нестандартный урок в ДОУ
Благодаря новым ИКТ, используемым в процессе развития детей-дошкольников:
- расширяются представления детей об окружающем мире и обогащается их словарный запас;
- дети логичнее и последовательнее начинают излагать свои мысли, глубже понимают значения слов;
- у детей формируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыки, просмотренного фильма или иллюстрации;
- у детей появляется желание пересказать текст, придумать интересную историю, выучить стих или потешку;
- дети преодолевают робость и застенчивость, учатся свободно держать себя перед аудиторией.
Именно для дошкольников, имеющих наглядно-образное мышление, понятно то, что можно одновременно посмотреть, послушать, потрогать и оценить действие объекта. В связи с этим в работе с дошкольниками актуально использование мультимедийных презентаций, содержащих текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое сопровождение, видео и анимацию.
Использование такого рода презентаций предотвращает утомление детей, поддерживая у них познавательную активность на нужном уровне, повышая в целом эффективность работы на занятии. Их применение на занятиях интересно и детям, и самим педагогам. Экран притягивает внимание детей, которое иногда невозможно привлечь во время групповой работы с детьми.
Использование презентаций делает занятия эмоционально окрашенными и привлекательными, вызывает у детей живой интерес, представляя собой наглядное пособие и демонстрационный материал, способствующий хорошей результативности занятия.
Иными словами, презентации и прочие нестандартные подходы к проведению занятия обеспечивают активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных свойств и признаков, а также идет развитие внимания и зрительной памяти.
Способности современного компьютера могут помочь в выведении информации одновременно в текстовом виде, графическом изображении, видео, звуком, что облегчает восприятие и обработку информации воспитанниками дошкольного возраста.
В сравнении с традиционными формами обучения дошкольников, нестандартные уроки в воспитательно-образовательном процессе детских садов имею ряд преимуществ:
- информация предъявляется на экране компьютера в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;
- проблемные задачи, поощрение, в случае их правильного решения, что представляет стимул для активации познавательной деятельности детей;
- информационно-коммуникативные технологии позволяют расширить использование электронных средств обучения, в связи с тем, что передают информацию быстрее, по сравнению с использованием традиционных средств;
- посредством ИКТ можно создавать модели таких жизненных ситуаций, которые невозможно показать на занятии или увидеть в повседневной жизни;
- высокая динамика непосредственной образовательной деятельности помогает эффективно усваивать материал, развивает память, воображение и творчество детей.
Стоит отметить, что в рамках ДОУ нестандартные занятия целесообразно использовать в разных типах деятельности, так как это позволяет сделать процесс развития детей эффективнее, интереснее и познавательнее. Это помогает обеспечить полноценный переход детей к следующему уровню системы непрерывного образования, позволяет им превратиться в участников единого образовательного процесса РФ.
Однако, сколь бы значимым потенциалом не обладали нестандартные занятия, невозможно выстроить из них всю систему дошкольного образования, они не должны вытеснять традиционное взаимодействие воспитанника и педагога.