Нарушение звукопроизношения – это изменение и нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей, характеризующееся различными речевыми расстройствами, а также дефектами восприятия и произношения фонем.
Понятие нарушения звукопроизношения
В настоящее время наиболее распространенным недостатком речи детей дошкольного возраста являются разнообразные виды нарушений звукопроизношения, проявляющихся в форме неумения правильно произносить определенный звук, замена звуков или их искажение.
Возникновение нарушения звукопроизношения связано с моторными и сенсорными нарушениями периферического и центрального характера. В связи с чем, следует учитывать:
- нарушения и изменения в строении артикуляционного аппарата;
- разнообразные нарушения иннервации мышц, которые принимают непосредственное участие в артикулировании;
- снижение или нарушение слухового восприятия.
По информации, предоставленной педагогами-практиками, нарушение звукопроизношения отмечается не только в отношении одного определенного звука, но и группы. По распространенности нарушений выделяют:
- свистящие (22%);
- шипящие (24%);
- звонкие (4,5%);
- задненёбные (1%);
- мягкие (1,5%).
Данная закономерность связана в первую очередь с распределением дефектов артикуляционной работы. Чем сложнее артикуляционная работа для произношения звука, тем больше вероятность возникновения нарушения звукопроизношения.
По мнению ряда ученых-логопедов, ошибки в произношении звуков необходимо так же учитывать и с точки эффективности речевой коммуникации ребенка:
- Ошибки, которые не нарушают смысла сказанного, а касаются только лишь оттенков фонем.
- Ошибки, которые приводят к смешению фонем и их различию. Данные ошибки принято считать грубыми, так как они значительно искажают смысл сказанного.
В том случае, если у ребенка отмечается одновременно значительное количество ошибок и дефектов в произношении звуков, то это указывает в первую очередь на то, что у ребенка недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Чем сложнее нарушение звукопроизношения, там невнятнее речь ребенка.
Уровни нарушения звукопроизношения (автор О.В. Правдина):
- Неумение правильно произносить определенный звук или группу звуков.
- Неправильное произношение звука в речи, при правильном изолированном произношении.
- Недостаточная дифференциация близких по звучанию или артикуляции звуков, при этом ребенок умеет правильно произносить оба звука.
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения – сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, гаммацизмы и хитизмы. Данные виды нарушений имеют окончание «-изм», что говори о нарушении, связанном с искажением произношения звуков. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т.д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.
Характеристика основных видов нарушений звукопроизношения
Основные виды нарушения звукопроизношения.
Сигматизм – это расстройство речи, при котором отмечается неправильное или искаженное произношение свистящих и шипящих звуков.
Сигматизм является одним из наиболее распространенных видов нарушения звукопроизношения. Отмечается достаточно большое количество его вариантов, которые в свою очередь делятся на две основные группы:
фонетический сигматизм – это боковой, межзубный, губно-зубной, носовой и т.д.; парасигматизм – представлен призубным, шипящим и свистящим.
Ротацизм – это достаточно обширная группа дефектов, связанных с различными нарушениями произношения звука [р].
Обширность ротацизмов обусловлена тем, что произношение звука [р] требует сложной артикуляционной работы, в первую очередь от языка, мышцы которого принимают в этом непосредственное участие. Так, например, логопед А.Я. Яунберзина официально зарегистрировала 28 видов ротацизмов.
Наиболее распространенными являются полное отсутствие звука или замена его гласным, горловое или носовое произношения, а также глухое, двугубное или одноударное произношения.
Ламбдацизм – это объединение дефектов произношения звука [л].
Выделяют следующие виды ламбдацизма:
- полное отсутствие звука;
- замена звука [л] гласной буквой;
- губно-загубное, двугубное или носовое произношение.
Йотацизм – нарушение в произношении полугласного звука [й].
Данный звук в русском языке используется в двух значениях – как слоговый звук и как полугласный звук. Исходя из такого различного использования этого звука, различают и несколько разные дефекты его произношения: не произносится совсем, либо заменяется другими звуками.
Нарушения в звукопроизношении ряда нёбных звуков принято называть:
- Каппацизмы – нарушение произношения звука [к]
- Гаммацизмы – нарушение произношения звука [г]
- Хитизмы – нарушение произношения звука [х]
Виды нарушения озвончения и смягчения звуков
Кроме того, в логопедии принято выделять такие нарушения в звукопроизношении как озвончение и смягчение звуков. Данные нарушения связан с тем, что ряд согласных имеют глухую и звонкую пары. Исходя из этого, выделяют следующие виды озвончения:
- Полное отсутствие в речи звонких согласных, постоянная их замена на парные глухие.
- Недостаточное озвончение согласных.
- Недостаточное оглушение согласных.
Все указанные нарушения, принято называть паралалиями, которые имеют отражение не только в устной речи, но и в письме.
В соответствии с проведенными исследованиями, было установлено, что чаще встречается оглушение звонких согласных, нежели озвончение глухих.
К дефектам смягчения относят следующие варианты нарушений:
- Постоянная замена мягких согласных парными твердыми звуками, то есть полное отсутствие в речи ребенка мягких согласных.
- Излишнее смягчение.
- Нарушение в дифференциации мягких и твердых звуков. Во время произношения, у детей отмечается как правильное произношение, так и нарушенное.
Чем сложнее звук, тем труднее и позже у детей устанавливается его правильное произношение, соответственно тем многообразнее дефекты его произношения.
Однако необходимо отметить, что у разных детей нарушение звукопроизношения индивидуально. В том случае, если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения какой-либо одной группы, то дефект принято называть частичным, простым или мономорфным. Если же у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения, которое охватывает одновременно несколько групп звуков, то в этом случае дефект называют полиморфным или сложным диффузным.
Например:
- Простой, мономорфный дефект – нарушение в произношении звонких звуков.
- Сложный диффузный, полиморфный дефект – совокупность ротацизма, сигматизма и дефекта озвончения.