Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Определение 1

ОНР – это общее недоразвитие речи, проявляющееся в нарушении формирования всех сторон речи у детей с полноценным слухом и нормальным интеллектом.

Развитие звуковой культуры речи у детей с ОНР

Начало речевого развития у детей, имеющих речевые нарушения общего характера+, в принципе, совпадает с началом говорения обычных детей. Единственным отличием может стать произношение не отдельных слов, а построение из них речевых конструкций т.е. фраз и предложений. Если ребенок долгое время не начинает формулировать предложения – в 4-6 лет, так и не научился строить их из слов, то нужно обратить на это внимание и отправится к специалисту, поскольку, это может быть одним из сигналов наличия у ребенка отклонений.

Специалисты в области речевого развития – дефектологи проводят анализ речевого развития ребенка. Они оценивают не произношение детей, а их восприятие речи. Ребенок может произносить только отдельные слова, но при этом, отлично понимать, что ему говорят. Постепенно, он начинает формировать свой словарный запас, произносить, хотя бы пытаться произносить, новые слова, которые он слышит. Если этого не происходит, то тут имеет место явное нарушение речевого развития ребенка.

Замечание 1

Нарушение речевого развития – это неспособность ребенка воспринимать речь других людей, повторять слова и фразы.

Общее недоразвитие речи, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Общее недоразвитие речи, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Формирование звукопроизношения у дошкольников с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дети с нарушениями речевого развития могут только повторять слова уже известные им, не запоминая новые. Такое нарушение может наблюдаться в течение разного временного промежутка: от нескольких месяцев до нескольких лет.

Проявлениями речевого нарушения могут быть следующие:

  • Сложности с построением предложений и фраз;
  • Неспособность восприятия и повторения предложений;
  • Укорачивание слов;
  • Замена букв местами;
  • Замена слогов местами;
  • Употребление слов в морфологически нерасчлененном виде т.е. в той форме, которая была услышана в речи окружающих без ее перестраивания под смысл собственного высказывания;
  • Избирательность к различным звукам и их приоритетное произношение;
  • Дезориентация в звуковой структуре слова.

Все эти проявления приводят к тому, что речь ребенка становится непонятной для окружающих.

Симптомы ОНР зависят от степени недоразвитости речевого аппарата ребенка и проявляются как в полном отсутствии речи, так и в отсутствии связной речи с верными фонематическими и грамматическими конструкциями.

Общее недоразвитие речи, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Общее недоразвитие речи, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные методы формирования правильного звукового произношения у детей с ОНР

При наличии у ребенка нарушений в произношении, построении речевых конструкций следует обязательно прибегнуть к специализированной помощи, потому что, сами собой, данные нарушения не пройдут. С ростом ребенка, речевые нарушения могут занять фиксированные позиции и приобрести стойкий характер. Поэтому, исправлять их нужно своевременно, в дошкольном возрасте.

Основными направлениями работы по правильному произношению являются следующие:

  1. Развитие артикуляционного аппарата путем выполнения артикуляционной гимнастики.
  2. Усвоение фонематических основ языка. Детей обучают произношению гласных и согласных звуков, знакомят сих особенностями, формируют интонацию, обучают акустическим сторонам звука.
  3. Проведение профилактики и коррекции звукопроизношения.

Успешность коррекционной работы с дошкольниками зависит от привития им навыков верного повторения, услышанных звуков речи. В данном направлении акцент делается на двигательную активность ребенка, поскольку от нее зависит интенсивность речевого развития. Если ребенок обладает высокой подвижностью, он энергичен и стремится выплеснуть запасы своей энергии в движениях, то и его речь будет развиваться достаточно быстрыми темпами.

При проведении различной логопедической коррекции у детей с ОНР, ведущее место отводится развитию физической активности ребенка и выполнению логопедической ритмики. Логопедическая ритмика предполагает методику коррекции звукового произношения путем применения слов, музыки и движений. Такая методика ориентирована на развитие моторных функций ребенка, его речевой моторики. Дети учатся улавливать чувство ритма, выполнять движения под музыку, что улучшает их слуховое восприятие, формируя правильное повторение услышанного.

В современном обществе, формирование звукопроизношения базируется активном на применении информационных технологий. Происходит разработка компьютерных программ, создающих визуальные образы, произносимых звуков и слов. Они позволяют формировать правильную интонацию речи и дают возможность детям самостоятельно оценить свои недостатки в произношении, указывая на ошибки.

Стадии формирования звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста реализуется в три основные стадии:

  1. Подготовительная стадия. На данной стадии происходит подготовка речевого аппарата ребенка, органов слуха, двигательных и речевых анализаторов к восприятию звуков и их верному повторению. Здесь задействуется артикуляционный аппарат: проводится артикуляционная гимнастика или массаж органов артикуляции. Уделяется внимание развитию мелкой моторики ребенка, его фонематики, отрабатывается произношение отдельных, наиболее проблемных, звуков.
  2. Стадия развития первичного произношения. Ведется работа по формированию звука. Она связана с достижением верного произношения ребенком изолированных звуков. Происходит формирование артикуляционной базы для этих звуков, формирование воздушной струи и постановки голосового произношения. Далее идет отработка произношения звука. Его произношение должно быть доведено до автоматизма, а затем звук должен быть дифференцирован т.е. ребенок должен научиться отличать смешанные звуки и применять их в своей речи.
  3. Фиксирование звуков в речевом процессе. На данной стадии осуществляется выработка новых направлений использования звуков, посредством применения игровой деятельности и логопедических упражнений. Далее происходит обучение ребенка применению звуков речи в общении разной направленности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot