Контроль в обучении и его педагогическая значимость
Контроль в обучении – это проверка итогов реализации учебно-воспитательной работы, включающая оценку качества образования и достижения учащимися уровня освоения образовательной программы, соответствующего определенным критериям и стандартам.
Контроль в обучении ориентирован на построении обратной связи между учащимися и педагогом. Педагог дает учащимся знания, которыми владеет сам, учит выполнению определенных навыков и желает получить положительный ответ на приложенные им профессиональные усилия.
Итоги контроля позволяют педагогу оценить эффективность его деятельности и внести поправки в методы, формы образовательной работы, скорректировать направления образовательной деятельности.
Педагогическая значимость контроля заключается в следующем:
- Демонстрация плодотворности работы педагога;
- Демонстрация учащемуся его успехов и неудач, определение его сильных и слабых сторон в познании;
- Развитие дисциплины в коллективе;
- Приучение учащихся к определенному ритму образовательной деятельности;
- Воспитание волевых качеств личности;
- Мотивация к познавательной деятельности;
- Мотивация к саморазвитию педагога;
- Формирование адекватной самооценки учащимися.
Педагогический контроль может носить индивидуальный, групповой и фронтальный характер. Он может проводиться регулярно, иметь периодический характер, а также быть ориентированным на подведение итогов реализации образовательной деятельности за определенный временной период или итогов освоения курса обучения, конкретной темы и т.д.
Рисунок 1. Формы контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Перед началом обучения проводится предварительный контроль, демонстрирующий уровень развития учащихся, знания и навыки, которыми они уже владеют. Он необходим для построения образовательного процесса, выбора оптимальных методов и средств его реализации.
Рисунок 2. Методы контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Также, после прохождения обучения может быть использован отсроченный контроль. Такой контроль предполагает проведение оценки наличия знаний и навыков через какое-то время после завершения обучения т.е. какие знания отложились в долгосрочную память в качестве устойчивых.
Устный опрос как метод контроля знаний
Устный опрос - это метод контроля, реализуемый путем опроса учащегося и поправок его ответов.
Устный опрос используется в качестве метода контроля знаний при его организации в индивидуальной или фронтальной форме. Фронтальный опрос ориентирован на опрос всего классного коллектива и оценку их знаний. Такой опрос необходим для решения следующих контрольных задач:
- Оценка готовности учащихся к восприятию и изучению новой темы.
- Выявление уровня сформированности понятий и категорий учащимися.
- Проведение контроля выполнения домашнего задания.
- Проверки восприятия новой темы, которая была рассмотрена на уроке.
- Подготовка к лабораторной работе, выполнению проекта.
Устный опрос индивидуального характера предполагает детальную оценку освоения конкретным учащимся определенной системы знаний и формирования конкретных навыков. Он проводится в виде задавания учащемуся вопросов по теме предыдущего занятия или текущего и демонстрирует правильность или неправильность ответов по содержанию материала, последовательности его изложения, наличие грамматических ошибок при построении ответа. В ходе индивидуального опроса можно оценить навыки учащегося в формулировании собственных выводов, выражении мнения по рассматриваемой проблеме, развитость логического мышления и дать оценку развития культуры речи учащегося.
Индивидуальный опрос, часто, дополняется коллективной работой класса. Это осуществляется в виде дополнения ответов учащегося, задавании дополнительных вопросов по данной теме другими учащимися отвечающему или учащийся может выразить свою точку зрения по рассматриваемой проблеме и поинтересоваться у класса, что они думают по этому поводу.
Как правило, устные опросы проводятся на каждом учебном занятии. Они помогают оценить уровень освоения учебной программы каждым учащимся и сфокусировать их внимание на важных аспектах темы урока.
Нетрадиционные виды контроля
В настоящее время используются не только традиционные опросы в качестве метода контроля или письменные практические работы, но и применяются современные методы, позволяющие дать быструю оценку знаний учащихся. К таким видам контроля относятся:
- Кроссворд. Он основывается на ключевых понятиях и терминах, относящихся к конкретной теме изучения или разделу школьной программы. Они помогают оценить базовые знания учащихся по блокам учебного материала, а также оценить самостоятельную работу: изученность понятий и тем, предоставляемых на самостоятельное рассмотрение. Кроссворды увлекают учащихся и тренируют их память. Однако, данный метод не позволяет оценить глубину знаний, осознанность восприятия конкретной темы;
- Викторина. Она представляет собой совокупность вопросов по конкретной теме, на которые требуется дать краткий ответ. Викторины проводятся не более пяти минут. Они включаются в начало занятия для актуализации знаний и подготовки к изучению новой темы, а также на заключительном этапе, в качестве средства подведения итогов и закрепления основных положений темы;
- Ребус. Он представляет собой представление какого-то понятия или термина в виде картинок в сочетании с цифрами, буквами и иными символами. Разгадывание ребусов активизирует логическое мышление и воображение. Они, также, включаются в учебное занятие на начальной или заключительной стадии и не позволяют оценить глубину познания учащихся.
Педагогические требования к организации контроля
Проведение контроля качества обучения и знаний учащихся реализуется на основании соблюдения следующих условий:
- Индивидуальный характер контроля. Контроль должен давать адекватную оценку знаний и навыков, успехов и неудач каждого конкретного учащегося.
- Регулярность поведения. Контроль должен быть проведен на всех этапах образовательной деятельности.
- Объективный характер контроля. Он должен давать объективную оценку знаний учащихся и качества обучения.
- Проведение контроля в разных формах.
- Охват всех аспектов образовательной деятельности. Контроль должен охватывать теоретические знания, практические навыки, творческое развитие учащихся.
- Единство требований контроля.