Сущность и роль общения
Общение – это процесс взаимодействия, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений.
Дети приобретают все свои психические, поведенческие и общечеловеческие качества только в общении, в первую очередь, с близкими людьми. Психологами выделено два основных вида общения: вербальное и невербальное.
Вербальное общение – это использование членораздельной речи как особой информационной системы, недоступной для животных, но превратившейся в основное средство общения людей.
Вербальное общение может быть представлено взаимным обменом информацией – диалог, либо это речь от одного лица – монолог.
Невербальное общение – это средства общения, к которым относят мимику, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменения обстоятельств общения, то есть все то, что может осуществляться без использования слов.
Инструмент невербального общения – тело, которое имеет массу выразительных возможностей.
Чаще всего в общении между людьми задействуются оба средства общения. Во время разговора многие люди жестикулируют, подкрепляя гримасами и движениями рук свои слова, либо уточняя их смысл.
Родителям важна возможность открытого и эффективного общения со своими детьми. Но нельзя забывать, что дети учатся общению, наблюдая за своими родственниками.
Эффективные способы вербальной коммуникации с детьми
Нужно начинать эффективное общение с детьми, пока еще они маленькие. До того, как дети и родители начнут полноценное общение, обеим сторонам этого процесса необходимо почувствовать себя достаточно комфортно, чтобы сделать навстречу друг другу шаг.
Дети, чувствующие любовь и принятие со стороны родителей, больше раскрываются и делятся своими мыслями, чувствами и проблемами. Родители должны демонстрировать детям свою любовь и понимание, которые могут выражаться как вербально, то есть словами, так и невербально.
Вербально можно просто рассказывать детям о том, что принимают их такими, какие они есть. При этом нужно акцентировать внимание на позитивном восприятии. При разговоре с детьми родителям нужно быть осторожными, следить за тем, что и как они говорят. Все, что родители говорят своим детям, указывает только на то, что они чувствуют в отношении них.
Невербально родители могут демонстрировать свое принятие жестами, мимикой и прочими несловесными формами внешнего выражения эмоций и чувств.
Родители должны устранить из общения с детьми крики, безразличие, когда не обращают на своих детей никакого внимания. Все это мешает эффективному общению. Нужно общаться на уровне ребенка. Вербально родители должны пользоваться соответствующим возрасту языком, который дети смогут без труда понять.
Родители должны пробовать разные формулировки, чтобы узнать, что именно их дети могут понять, избегая при этом форму общения, которые точно останутся непонятными. Например, родитель не должен физически возвышаться над ребенком во время разговора. Наоборот, нужно опуститься вниз, чтобы стать примерно такого же роста, этим обеспечивается хороший зрительный контакт с ребенком, который легко поддерживать во время беседы.
Также нужно научиться по-настоящему слушать детей. Слушание – неотъемлемая часть эффективного общения, которая демонстрирует интерес родителя к ним и увлеченность их высказываниями. Чтобы стать хорошим слушателем необходимо соблюдать следующие шаги:
- установить и поддерживать зрительный контакт, демонстрирующий вовлеченность и заинтересованность;
- устранить все отвлекающие факторы, при желании детей поговорить, родителям необходимо продемонстрировать свое стопроцентное внимание и заинтересованность;
- слушать нужно молча;
- дети должны знать, что их услышали, для этого после окончания высказывания ребенка, можно повторить его речь своими словами;
- краткость разговоров – чем младше ребенок, тем сложнее ему выдерживать длинные речи;
- задавать правильные вопросы – отдельные вопросы помогают осуществлять продолжительную и плодотворную беседу, поэтому нужно стремиться задавать открытые вопросы;
- общаясь с детьми нужно выражать свои чувства и идеи.
Невербальное общение с детьми
Дети лучше воспринимают невербальные способы общения, особенно пока не умеют говорить. Дети хорошо реагируют на изменение голоса и жесты, представляющие примеры невербального общения.
- Зрительный контакт очень важен в развитии детей, так как пока они не понимают значений слов, выражение лица взрослых помогает понять смысл высказывания.
- Выражение лица – при взгляде на лицо взрослого дети понимают высказывание родителей. Общаться с детьми нужно легко и дружелюбно, сопровождать общение улыбкой, что позитивно влияет на развитие детской психики и коммуникативных навыков.
- Собственный пример – необходимо научиться выполнению различных дел совместно с детьми. Это помогает быстро налаживать контакты с детьми.
- Тон голоса – в беседах следует пользоваться спокойным и веселым тоном, который может сопровождаться телесными контактами, тогда дети будут воспринимать информацию положительно и чувствовать себя спокойно.
- Жесты тела – иногда достаточно одного жеста, чтобы заменить целую фразу. Дети отлично воспринимают жестовую информацию, как положительную, так и отрицательную.
Говоря о вербальном и невербальном общении нужно сказать и о роли прикосновений. Тактильный контакт – не просто способ общения, но и огромный стимул развиваться. Ласковые прикосновения родителя помогают детям почувствовать свою значимость и родительскую любовь.