Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общение, его роль в развитии личности

Все предметы / Психология / Общение, его роль в развитии личности
Определение 1

Общение — это многоплановый сложный процесс установления и развития контактов между отдельными индивидами либо их группами.

Роль общения в психическом развитии ребенка

Если человек активно общается с развитыми личностями, то он сам превращается в личность. Если бы с рождения у ребенка не было общения с окружающими людьми, то он не смог бы никогда стать цивилизованным гражданином. Общение предусматривает культурное и моральное развитие, позволяя человеку выйти из полу животного состояния.

Существует множество фактов из литературных источников, которые показывают, что человеческий индивид с лишением возможности общаться с другими ему подобными индивидами, даже несмотря на сохранившийся человеческий внешний вид по своему психическому развитию остается только биологическим существом. Его нельзя считать личностью. Яркий пример представлен состояниями людей, которых нашли в окружении стаи зверей. Там они жили долгое время и попадали туда, как правило, еще в раннем детстве. Такой человек вынужден жить в изоляции, без цивилизации и вне общения.

Большое значение для психического развития детей имеет их общение со взрослыми. Это происходит на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок приобретает совокупность своих качеств (поведенческих, человеческих, психических). Этот процесс практически полностью обусловлен общением с другими людьми. Связано это с тем, что практически до подросткового возраста люди не могут осуществлять самопознание (рефлексию), они не обладают способностью к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается непосредственно с его общения с окружающими. Этот процесс становится ведущим в рамках социальной активности младенческого периода и первым видом, который возникает в онтогенезе. С помощью общения с матерью ребенок получает доступ к необходимой информации, начиная ощущать поддержку со стороны других. Предметная деятельность, выступающая как условие и средство психического развития, появится позже (примерно на втором году жизни).

Дети приобретают определенный жизненный опыт, в первую очередь, через викарное научение (прямое подражание). Чуть позже начинает подключаться вербальное научение в виде словесных инструкций. Те люди, с которыми общается ребенок, становятся для него носителями опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды общения и их роль в развитии личности

Развитию соответствующих психологических и поведенческих аспектов личности человека способствует несколько типов общения. Так, деловое общение предназначено для формирования и развития способностей, представляя собой средство приобретения знаний и навыков.

Совершенствуясь в деловой коммуникации, люди получают возможность улучшить свои умения взаимодействия с другими людьми, развивая необходимые качества делового и личностного характера. Наряду с этим, личностное общение помогает формировать человека как личность, помогая в приобретении конкретных черт характера, интересов, привычек, усвоении норм поведения и его форм. С помощью общения проще определить жизненные цели с выбором средств, подходящих для их реализации.

Виды общения отличаются разнообразием. Их классифицируют в соответствии с содержанием, преследуемыми целями и используемыми средствами. Они призваны выполнять специальные функции в психическом развитии людей.

В развитии личности чаще всего используется несколько видов общения:

  • Материальное общение, с помощью которого человек получает жизненно необходимые предметы материального и духовного мира;
  • Когнитивное общение, использующееся как фактор развития человеческого интеллекта (в ходе общения между людьми происходит обмен знаниями, опытом, интеллектуальными умениями);
  • Кондиционное общение, позволяющее обеспечивать оптимальную психологическую готовность к обучению, формирующее установки, которые требуются для включения личности в прочие типы общения и др.

В развитии личности большое значение имеет мотивационное общение. Оно представляет собой источник энергии для личности, ее так называемую мотивационную «подзарядку». После такого общения человек приобретает новые мотивы, цели и интересы. С его помощью происходит расширение психоэнергетического потенциала.

Для деятельностного общения характерен межчеловеческий обмен действиями (навыками, умениями, операциями). Оно предполагает наличие прямого развивающего эффекта, так как влияет на совершенствование и обогащение практической деятельности.

Общение делится также на биологическое и социальное. Первое из них требуется для самосохранения организма человека как главного условия поддержания (развития) жизненных функций. Социальное общение должно служить общественным потребностям личности. Оно представляет собой фактор, способствующий развитию и улучшению разных аспектов общественной жизни (группы, коллективы, организации, государства, нации и др.).

В развитии личности участвует непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение нужно личности для обучения и воспитания. Этот процесс происходит при использовании самых простых и эффективных средств, которые даны человеку с рождения (викарный, вербальный, условно-рефлекторный).

Опосредствованный тип общения необходим для освоения средств общения, выработанных человечеством. Он предназначен для самосовершенствования способностей к самообразованию и самовоспитанию личности, сознательного управления общением.

Отдельно стоит обратить внимание на вербальное и невербальное общение. Невербальное общение помогает личности развиваться еще до освоения речи, совершенствуя человеческие коммуникативные возможности. Вербальное общение считается очень важным пунктом в психическом развитии. Оно связано с усвоением речи, которая представляет собой основу всестороннего развития личности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис