Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общение и развитие человека как личности

Общение и его функции

Определение 1

Общение – это форма взаимодействия человека с членами общества, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Данный вид деятельности направлен на обмен информацией между общающимися людьми.

Специалисты выделяют непосредственное, опосредованное, вербальное и невербальное общение.

Непосредственное общение предполагает прямые контакты людей, в то время как при опосредованном общении между людьми прямых контактов нет, обмен информацией происходит через книги, газеты, телевидение, радио и др.

Общение между людьми не является случайностью. Возникающие проблемы заставляли людей объединяться для преодоления трудностей, и общение становилось основным условием существования личности и общества.



Рисунок 1.

Без общения невозможна социализация человека, его приобщение к духовной жизни, формирование культурных и духовных потребностей.

По мнению Г.И. Андреевой общение включает коммуникацию и является более широким понятием. В структуре общения она выделяет коммуникативную, интерактивную, перцептивную взаимосвязанные функции.

Коммуникативная сторона связана с обменом информацией между индивидами.

При интерактивном общении обмениваются не только информацией, но и действиями, в которых отражаются личные характеристики партнеров.

Перцептивный аспект общения предполагает познание и восприятие партнерами друг друга, в результате чего достигается взаимопонимание и сближение позиций.

С психологической точки зрения общение можно рассматривать как полисубъектный процесс взаимодействия по установлению контактов, обмена информацией, а также осуществления влияния субъектов в процессе деятельности.

«Общение и развитие человека как личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проходить общение может в форме диалога и монолога, а его главным результатом является, возникающее между людьми, доверие.

Для общения характерны свои мотивы, которые могут быть личными и социальными, свои средства – вербальные и невербальные и свои способы.

Помимо основных функций общение выполняет и другие функции:

  • контактную,
  • информационную,
  • побудительную,
  • координационную,
  • эмотивную,
  • функцию формирования отношений,
  • функцию влияния,
  • функцию самопознания и социализации.

Контактная функция представляет собой своеобразный фундамент, без которого взаимосвязь и передача информации будет затруднена.

Понятно, что цель информационной функции заключается в обмене информацией, а побудительная функция мотивирует на выполнение необходимых партнеру действий.

Что касается координационной функции, то с её помощью становится возможной организация совместной деятельности.

Появлению различных чувств у партнера или их смене способствует эмотивная функция общения.

Частые встречи помогают людям быть ближе друг другу, и их связь может перейти на новый уровень, они могут стать друзьями, партнерами, супругами благодаря формирующей функции.

Люди осознанно или не осознанно манипулируют окружающими, чтобы достичь своих целей. На реализацию этих целей направлена функция влияния.

Самопознание человека формируется в результате контакта с другими людьми, при сравнении себя с ними, при обнаружении сходных черт и отличий.

В процессе обратной связи человек выясняет, прав ли был его собеседник и каково его мнение о нем.

Функция социализации помогает человеку в достижении успеха и реализации потребностей, вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество.

Общение и его роль в психологическом развитии человека

Замечание 1

В формировании психики человека, в развитии и становлении культурного поведения общение играет огромную роль. Общаясь с развитыми личностями, человек сам становится личностью.

Гармонически развитая личность формироваться успешно может только при учете закономерностей её развития. Поскольку человек включен одновременно в биологическую, экологическую, социальную системы, то сложность и разнородность детерминант и потенциалов его развития оказываются чрезвычайно сложными.

Индивидуальность человека формируется в результате взаимодействия социального и биологического, а его развитие является единым процессом, обусловленным историческими условиями общественной жизни. Единство и взаимосвязь свойств человека как субъекта деятельности и личности составляет её суть.

Весь жизненный путь человека охватывает социализация, которая всё больше индивидуализируется. Такие виды деятельности как труд, познание и общение стали основой общего развития и оказывают значительное влияние на формирование его потенциальных свойств.

Замечание 2

Только в общении с другими людьми происходит развитие человека.

По мнению Л. С. Выготского признаками развития являются дифференциация, новые элементы, появляющиеся в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.

Развитие личности, считает В. С. Мухина, определяется как врожденными особенностями и социальными условиями, так и внутренней позицией человека.

Процесс развития личности неповторим и глубоко индивидуален, протекает он по-разному и зависит от конкретных исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе.

Для развития личности огромное значение имеет сознание.

В общении личность сочетает в себе уникальное и всеобщее, а достигнув внутреннего единства, она устанавливает новые отношения с обществом. Такая личность сопротивляется массовой культуре и в большей степени становится членом человеческого рода.

К самопознанию и взаимопроникновению человека побуждает потребность в саморазвитии и в развитии, а взаимное проникновение реализуется не только в позитивном и дружелюбном отношении, но и в агрессивных формах.

Таким образом, для развития личности важным условием является общение с окружающим миром и отношения, устанавливаемые человеком в процессе общения. Для психологии актуальна проблема соотношения процессов общения и деятельности.

Одни психологи считают, что общение является деятельностью, другие исходят из того, что это два равноправных и самостоятельных процесса. Однозначного решения в этом вопросе не существует.

Техника и приемы общения

Если речь идет о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, то здесь, прежде всего, имеется в виду техника общения и средства общения.

Под техникой общения понимаются способы преднастройки человека на общение, а приемы – это те средства, которые в общении являются предпочтительными.

Человек, способный устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, обладает коммуникативной компетентностью.

Она включает в свой состав знания, умения, навыки, которые обеспечивают эффективное общение. Такая компетентность предполагает умение понимать, быть понятыми партнерами по общению, предполагает умение изменять глубину и круг общения.

Коммуникативная компетентность является осознаваемым опытом общения между людьми в ходе непосредственного взаимодействия.

Развитие личности связано с совершенствованием коммуникативной компетентности. Коммуникативный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия людей.

Особенности социальных ролей, выполняемых человеком, и коммуникативная компетентность имеют непосредственные связи.

Коммуникативная компетентность может рассматриваться как категория, которая регулирует систему отношений человека к себе, социальному и природному миру.

Таким образом, исторический и социально-культурный опыт, а также индивидуально-личностные качества человека способствуют формированию компетентности в общении.

Коммуникативная компетентность решает ряд задач, одна из которых – оценка когнитивных ресурсов. Они обеспечивают анализ и интерпретацию ситуаций. Для этого существует большой блок методик, в основе которых лежат различные коммуникативные ситуации.

Также коммуникативная компетентность изучается методом наблюдения, как в естественных, так и в специально созданных игровых ситуациях.

Исходя из поставленных целей исследования, учитывается темп речи, паузы, невербальные техники, интонации, мимика и пантомимика, организация коммуникативного пространства.

Для развития компетентности в общении необходим адекватный выбор и использование всех средств, которые ориентированы на развитие личностного субъект-субъектного общения.

Замечание 3

Компетентность человека в общении в широком смысле слова можно определить как компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot