Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека

Все предметы / Психология / Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека

Общение и интеллектуальное развитие человека

Определение 1

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя: понимание и восприятие людьми друг друга, взаимный обмен информацией и взаимодействие.

Определение 2

Интеллектуальное развитие – это способность человека овладевать различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, диалектическим и т.д.) и эффективно их использовать.

Интеллектуальное развитие является одним из важнейших компонентов любой деятельности человека. Так, для того, чтобы успешно удовлетворять свои потребности в труде, общении или учебе, человек должен полноценно воспринимать окружающий мир, обращать внимание на разнообразные элементы деятельности, четко представлять, что необходимо делать, обдумывать и запоминать.

Одним из видов деятельности человека является общение, которое развивается как обособленный процесс или самостоятельная форма активности человека. Общение включено не только в групповую деятельность, но и в индивидуальную практическую деятельность. Это обусловлено тем, что никакая деятельность не может возникнуть без общения.

Замечание 1

Таким образом, общение и интеллектуальное развитие оказывают влияние на осуществление человеком различных видов деятельности. Результатом деятельности человека является создание определенного идеального или материального продукта (предмета).

Взаимосвязь общения и интеллектуального развития заключается в том, что общения выступает в качестве взаимного влияния людей друг на друга, в процессе определенной деятельности. В свою очередь деятельность является формой активности интеллектуально развивающегося человека. Кроме того, общение является одним из видов активности, которая оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие личности человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, связующим звеном между общением и интеллектуальным развитием человека является деятельность. Именно поэтому общение и интеллектуальное развитие человека рассматриваются как взаимосвязанные стороны личности человека.

Основными видами общения у человека являются: вербальное и невербальное общение.

Определение 3

Невербальное общение - это общение посредством использования жестов, мимики и пантомимики, а также через телесный контакт и прямые сенсорные контакты.

Невербальные формы общения в основной своей массе являются врожденными, и человек может их использовать сразу после рождения, добиваясь взаимопонимания с окружающими на поведенческом и эмоциональном уровнях.

Определение 4

Вербальное общение – это общение посредством языковых форм (речи).

Особенностью вербального общения является то, что оно присуще только человеку, но оно не дается ему от рождения, а развивается в процессе жизнедеятельности. По своим коммуникативным возможностям вербальное общение намного богаче, чем иные формы и виды общения.

Связь различных видов общения с интеллектуальным развитием человека

К вербальным видам общения, оказывающим непосредственное воздействие на интеллектуальное развитие человека, относят:

  1. Деловое общение – способствует формированию и развитию способностей по приобретению и усвоению разнообразных теоретических и практических знаний и умений. Посредством делового общения человек взаимодействует с окружающими людьми, при этом развивает у себя организаторские и деловые качества.

  2. Личностное общение – способствует формированию личности человека, предоставляет возможность для приобретения определенных черт характера, привычек, интересов, склонностей, норм и правил нравственного поведения и т.д. Кроме того, личностное общение служит одним из средств полноценного психического и интеллектуального развития.

  3. Материальное общение – способствует получению необходимых для успешной жизнедеятельности предметов духовной и материальной культуры, которые необходимы для осуществления различных видов деятельности, выступающих основой интеллектуального развития человека.

  4. Когнитивное (поведенческое) общение – выступает в качестве одного из важнейших факторов интеллектуального развития человека. Это обусловлено тем, что именно в процессе данного общения осуществляется обмен знаниями и информации между людьми, тем самым происходит их интеллектуальное обогащение.

  5. Кондиционное общение – способствует созданию состояния готовности к обучению, усвоению новых знаний и умений, необходимых для совершенствования собственной деятельности. Тем самым данный вид общения косвенно выступает в качестве фактора индивидуального интеллектуального и личностного развития человека.

  6. Мотивационное общение – является одним из источников дополнительной энергии человека, так как в процессе такого общения человек обретает новые мотивы, интересы, стимулы и цели, а также увеличивает собственный психоэнергетический потенциал, способствующий саморазвитию.

  7. Деятельностное общение – это процесс межличностного обмена действиями, умениями, операциями и навыками, оказывающими на человека развивающее влияние, а также совершенствующими и обогащающими его деятельность.

  8. Биологическое общение – направлено на самосохранение человека, поддержания у него важнейших жизненных функций, необходимых для успешной жизнедеятельности.

  9. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис