Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативные игры с детьми как средство формирования положительных форм общения со сверстниками

Сущность коммуникативной игры

Определение 1

Коммуникативная игра – это тип совместной деятельности детей, один из способов самовыражения и взаимного сотрудничества, в котором партнеры общаются как равные, стремясь учесть особенности и интересы друг друга.

Коммуникативные игры имеют цель сформировать коммуникативные качества и позитивное отношение к другим людям, развить умение владеть своими чувствами и сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать с ровесниками и взрослыми. Благодаря этому типу игр дети учатся выражению своих потребностей и чувств посредством вербальных (словесных, интонационных) и невербальных (мимики, жестов, поз, движений и тактильных контактов) средств, а также изучают нормы и правила поведения.

Замечание 1

Коммуникативная игра представляет собой одно из средств формирования навыков общения у детей-дошкольников.

Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее психологическое содержание и структура, достаточно полно разработаны в концепции генезиса общения Лисиной М.И. В приведенных исследованиях развитие общения рассматривается в качестве особой коммуникативной деятельности. Такой подход позволяет изучить процесс общения в качестве самодостаточного, саморазвивающегося процесса деятельности общения, то есть коммуникативной деятельности, которая формируется в рассматриваемых социальных условиях.

Цель и значение коммуникативной игры

Замечание 2

Цель коммуникативной игры – развивать коммуникативные навыки, активный словарь, сформировать умение вступать в диалог, умение договориться и работать в команде и умение согласовывать свои действия, развивать наблюдательность, доверие, моторную ловкость, навыки общения, интерес к сверстникам.

«Коммуникативные игры с детьми как средство формирования положительных форм общения со сверстниками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Коммуникативные игры – это своего рода школа, направленная на освоение навыков сотрудничества: они предполагают отработку и умения действовать по правилам, и способность давать эмоциональный отклик на состояние другого, переживать за партнера. Идет формирование навыка взаимовыручки и чувства поддержки, а также развитие совместной деятельности детей, способа самовыражения, взаимного сотрудничества, в котором партнеры занимают позицию на равных, стремятся учесть особенности и интересы друг друга, также развивая массу других качеств, которые необходимы ребенку, чтобы полноценно чувствовать себя в детском коллективе.

Коммуникативными играми развиваются динамические стороны общения:

  • легкость вступления в контакт,
  • инициативность,
  • готовность общаться.

Также формируется эмпатия, сочувствие к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения, позитивные самоощущения, связанные с состоянием раскрепощенной и уверенной в себе личности, ощущением собственного эмоционального благополучия, собственной значимости в детском коллективе, а также сформированной положительной самооценкой.

Наоборот, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей выполняет дезорганизующую роль, вызывая задержку общего психического развития ребенка, а позже отмечается формирование негативных жизненных установок.

Существует несколько классификаций коммуникативных игр, одна из таких классификаций включает следующие типы коммуникативных игр:

  • пластические импровизации, которые развивают творческое воображение и эмоционально выразительные движение, например, игра «Бабочка и ветерок»;
  • игра-зеркало, пластические диалоги в парах, которые предполагают развитие навыка невербального общения, например, «Море волнуется», «Зеркало», «Позы», «Водители машин» и пр.;
  • тактильные игры, в которых дети играют вместе, держась за руки;
  • ритмо-интонационные игры с именам – своеобразные тренинги, которые предоставляют ребенку возможность представлять себя в разных ролях, примерять на себя эти роли, находить свой образ и стиль. В таких играх каждому ребенку уделяют внимание всех, то есть представляемый им образ тут же копируют все остальные дети.

Такие игры дают возможность каждому ребенку взглянуть на себя со стороны, но и ощутить свою значимость внутри коллектива. Помимо этого, звучание своего имени из уст окружающих вызывает у ребенка положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. При громком и четком произнесении имени, ребенок может справиться с робостью и почувствовать в себе силы и уверенность.

Коммуникативные игры предоставляют для детей возможность сближения и более близкого узнавания друг друга, учат проявлению заботы, внимания, сочувствия к ровесникам, продуктивному общению, созданию эмоционально-положительного микроклимата внутри группы, а также умения любить себя и принимать со всеми особенностями. Также взрослые должны уметь доброжелательно относиться к окружающим факторам, которые определяют судьбу ребенка, предоставляя ему возможность стать в будущем достойным членом общества, полностью реализоваться как личность. Коммуникативная игра, как и любая другая, выполняет различные воспитательные функции и может выступать в качестве средства приобщения детей к нравственному воспитанию, являясь эффективным средством формирования навыков общения детей-дошкольников.

Также коммуникативные игры помогают успешно решить задачи, считающиеся уже традиционными для формирования навыка общения. Для активации игрового общения между детьми, их инициативных высказываний, воспитатели, составляя сценарии активизирующего общения стремятся подобрать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, а также проблемные ситуации разного уровня сложности.

Иными словами, коммуникативные игры для детей несут мощнейший воспитательный и обучающий эффект. Они дают возможность детям сблизиться, учат проявлять заботу, сочувствие и внимание к сверстникам, формируя у детей позитивное отношение к себе и другим детям, повышают уверенность в себе. А также способствуют взаимному сотрудничеству и доброжелательному отношению к окружающим людям, развивая совместную деятельность детей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot