Биография
Родился Василий Васильевич 31 августа 1930 года. В 1953 году Давыдов заканчивает философский факультет МГУ на психологическом отделении. И начиная с этого же года работает в учреждении АПН СССР. И уже в 1989 году становится вице-президентом АПН СССР. Василий Васильевич был последователем Л.С.Выгодского. Во многом его взгляды сходились с великим педагогом. Давыдов на протяжении своей деятельности был членом редколлегии журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».
Работая в области педагогической психологии, Давыдов освещал проблемы развивающего обучения, а также приводил нормы психического возрастного развития у детей. В Московской экспериментальной школе внедрялись теории, разработанные Давыдовым, и проверялись в практическом действии. Для ребят с различными типами мышлений создавались специальные рабочие программы и учебно-методические пособия по различным дисциплинам. Давыдовым была создана образовательная система развивающего обучения. Учебники, созданные по этой системе, активно внедряются в образовательную деятельность младшей и старшей школы.
Деятельность Давыдова охватывала также и философские проблемы. Им были организованы семинары по фундаментальным проблемам мышления и деятельности, психологии и т.д. Давыдов смело высказывался по отношению к советской системе образования. Он считал данную систему несовершенной. В 1981 году вышла книга под его редакцией «Философско-психологические проблемы образования». В итоге Давыдов был исключен из партии, снят с должностей. Но уже в 1986 году был оправдан и награжден премией им. Ушинского за выдающиеся достижения в педагогике.
Критика традиционного обучения
Давыдов смело подвергал критике традиционное школьное образование. Он утверждал, что современное образование школьников младшего звена не обеспечивает достаточного развития психических функций. Традиционное образование не создает необходимых ближайших зон развития, а занимается именно развитием уже приобретенных психических функций, которые ребенок приобрел в дошкольном возрасте. Давыдов утверждал, что обучение должно двигаться в направлении для формирования зон ближайшего развития для того, чтобы они в последствии стали психическими новообразованиями.
Давыдов критиковал также подход традиционной школы с точки зрения формирования эмпирического мышления. Давыдов говорил, что построение учебных дисциплин должно строиться таким образом, чтобы формировать у ребенка теоретическое мышление, которое отличается от эмпирического в корне.
В основе развивающего обучения лежит теория усвоения школьниками именно теоретических знаний. Их содержание являет происходящее, становление и развитие явления. При этом теоретическое воплощение реального, конкретного как единения многообразия рождается движением мыслительных процессов от абстрактного к конкретному. Приступая к изучению какого-либо учебного предмета, воспитанники с помощью педагога анализируют составляющие учебного материала, выявляют в нем некоторые общие отношения, наблюдая, что оно проявляется водругих частных случаях. Закрепляя в знаковой форме данноеобщее отношение, они воспроизводят содержательную абстракцию данного предмета.
Теоретическое понятие можно усвоить только в ходедискуссии. Значимым в данной системе обученияне столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному.