Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вариативность оказания логопедической помощи детям с ОВЗ

Цель, задачи и направления работы учителя-логопеда

Определение 1

ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья, которые включают физические, психические и сенсорные дефекты.

Логопедическое сопровождение учащихся с ОВЗ осуществляют в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед – член команды специалистов, которые реализуют психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ внутри инклюзивного образовательного пространства.

Цель работы логопеда – создать условия, способствующие выявлению и преодолению нарушений развития речи, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся, для того чтобы они могли успешно усваивать образовательную программу.

Чтобы достичь обозначенную цель, учитель-логопед должен решить следующие задачи:

  • провести логопедическое обследование, чтобы определить структуру и степень выраженности речевого нарушения, то есть сделать логопедическое заключение;
  • разработать перспективный план коррекционно-логопедической работы с детьми, которым нужна логопедическая помощь;
  • организовать коррекционную работу, направленную на оказание логопедической помощи детям с ОВЗ. Определить направления, методы и приемы логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений развития речи;
  • укомплектовать группы для занятий, учитывая психофизиологическое состояние детей с ОВЗ. Проводить индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учеников, используя программный материал учебных дисциплин гуманитарного цикла;
  • разработать адаптированные образовательные программы, методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ. Применять разнообразные методы, формы и средства обучения в рамках государственного стандарта, повышающего степень усвоения учебного материала;
  • проводить систематическое изучение динамики речевого развития ребенка;
  • сопровождать детей с ОВЗ и их семьи;
  • обеспечивать контроль за соблюдением здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
«Вариативность оказания логопедической помощи детям с ОВЗ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика речи детей с ОВЗ

У детей с ОВЗ поздно развивается фразовая речь.

Устная речь содержит нарушения произношения. У отдельных детей нарушается воспроизведение только некоторых групп звуков, а у других одновременно двух или трех групп звуков.

Причина искаженного звукопроизношения – недостаточный уровень сформированности или нарушение артикуляционной моторики. Один из факторов, которые вызывают нарушение звукопроизношения у детей с ОВЗ, - недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия. Нарушения проявляются трудностями дифференциации звуков, а также несформированностью фонематического анализа и синтеза. Такие нарушения могут сохраняться на протяжении нескольких лет и вызывать стойкие нарушения письма и чтения.

Словарный запас детей с ОВЗ беден и неточен, что связано с недостаточностью знаний и представлений об окружающей действительности, низким уровнем познавательной активности. Активный словарь детей с ОВЗ содержит преимущественно слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают ряд трудностей. Также детям сложно подбирать слова-антонимы и синонимы. В речи отсутствуют наречия и местоимения, в речь медленно и с затруднениями включаются новые слова, получаемые при обучении.

Грамматическому строю речи также характерен ряд особенностей. Например, не сформирована система предлогов языка. Изменение предлогов по падежам вызывает большие затруднения и ошибки, как и согласование прилагательных с существительными в роде. Дети пользуются ограниченным набором синтаксических конструкций, в основном простыми предложениями. Часто в предложениях нарушен порядок слов.

Также детям с ОВЗ характерна своеобразная связная речь. Они затрудняются в пересказе произведений, особенно повествовательного характера, в составлении рассказов по картинкам, составлении рассказа-описания и творческого рассказа. Они не могут дать развернутый ответ на вопрос, часто основную мысль перебивают посторонние рассуждения.

Иными словами, у детей отмечается ряд существенных нарушений программирования текстов, невозможность подчинения речевой деятельности собственному замыслу, уход к побочным ассоциациям.

Базируясь на материалах обследования и мониторинга, логопед составляет календарно-тематический план работы для каждой группы учащихся. Цель такого планирования – распределить намеченные темы на весь учебный год, определить объем материала, подлежащего изучению, лексического материала, выбор и применение наиболее эффективных коррекционных средств речи на основании типа речевого дефекта и возрастных особенностей детей.

При составлении календарно-тематического плана логопеду необходимо принимать во внимание все направления работы, необходимые, чтобы устранить дефект.

Логопедические занятия в группах проводят обычно во второй половине дня 3 раза в неделю по 40 минут. Эти занятия должны помочь восполнить пробелы предшествующих этапов развития, сформировать готовность ребенка осваивать учебный материал.

В общем виде структуру группового логопедического занятия можно представить следующим образом:

  • мотивационная установка;
  • коррекция звукопроизношения;
  • упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза;
  • лексико-грамматические упражнения;
  • развитие связной речи, неречевых процессов и мелкой моторики;
  • коррекция нарушений письма;
  • рефлексия.

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ содержит следующие особенности:

  • необходимость максимально задействовать сохранные анализаторы;
  • использование дифференцированного подхода;
  • частый повтор знакомых упражнений с элементами новизны;
  • частая смена видов деятельности;
  • дозировка заданий и речевого материала;
  • конкретные и доступные задания;
  • умеренный тип работы;
  • постоянное поддержание интереса к занятию.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot