Понятие внутренней активности личности в педагогическом процессе
Личность – это человек во всех его социальных взаимосвязях и социальных взаимоотношениях; это член общества, который постоянно подвергается воздействию окружающей среды и выстраивает сознательные отношения с иными участниками социума.
Процесс формирования личности является длительным процессом, который осуществляется на протяжении всей жизнедеятельности человека, в разных видах его деятельности. Формирование личности может протекать как в рамках специально организованного педагогического процесса, так и в рамках спонтанного процесса, оказывающего на человека воспитательное, образовательное или развивающее воздействие.
Формирование личности человека подразумевает выстраивание определенных взаимоотношений с окружающими людьми, в соответствии с совокупностью реальных социальных явлений.
Таким образом, процесс формирования личности, является динамичным, протекающим процессуально как движение. Данный процесс имеет свои темпы и историю, индивидуальные для каждого человека.
Наиболее эффективно формирование личности и ее внутренней активности осуществляется в рамках организованного педагогического процесса.
Цель педагогического процесса, направленного на формирование личности – создание оптимальных условий, способных обеспечить желаемый результат в формировании внутренней активности личности.
При этом необходимо помнить, что педагогический процесс, по своей структуре является многофакторной системой, имеющей нестрогую упорядоченность компонентов, каждый из которых требует постоянного контроля и совершенствования управления.
Таким образом, процесс формирования внутренней активности личности средствами педагогического воздействия, является многофакторным процессом, зависящим от субъективных и объективных факторов.
Роль активности личности в собственном развитии
Рассматривая основные факторы развития личности в рамках педагогического процесса, необходимо подчеркнуть, что человек не является в нем пассивным объектом. Человек, и непосредственно его личность, испытывает на себе педагогическое воздействие, в результате чего происходит постоянный процесс его изменения. То есть, педагогический процесс, включающий в себя процессы воспитания, обучения и развития, осуществляемый различными методами, средствами и приемами, оказывает на личность человека активное воздействие и тем самым вызывают ее изменение (развитие, совершенствование и т. д.).
В рамках педагогического процесса развитие личности рассматривается не как пассивный продукт, полученный под влиянием внешней среды и организованного воспитательно-образовательного воздействия. Это связано с тем, что сама личности придает педагогическому процессу определенную активность. Именно данная активности и внутренняя личностная позиция человека по отношению к оказываемому воздействию, влияют на общее формирование личности в различных направлениях.
В том случае, если человек относится негативно к оказываемому педагогическому воздействию, направление его развития будет прямо противоположно тому, которое ожидает педагог.
Например, если педагог в процессе проверки знаний учащегося незаслуженно занизил ему оценку, то в дальнейшем учащийся может затаить на него обиду. Все призывы учителя к повышению собственной успеваемости, будут вызывать у учащегося негативные реакции, он будет стремиться сделать все наперекор учителю. В том случае, если это подросток, то возможно даже открытое противодействие со стороны ученика, вызывающее поведение, пререкания и т.д. При таком положении дел, оказываемое на ребенка педагогическое воздействие не найдет положительного отклика у учащегося во внутренней сфере, то есть в сознании и чувствах ребенка.
Именно это понимание в педагогике, привело к тому, что в педагогическом процессе личность проявляет активность, которую подразделяют на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя активность личности в педагогическом процессе – это средовое влияние и внешнее воспитательное воздействие.
Внутренняя активность личности в педагогическом процессе – это природные влечения и склонности человека, совокупность его переживаний и чувств, которые возникают под влиянием внешнего развития.
Таким образом, процесс развития личности в рамках педагогического процесса, осуществляется под воздействием внутренней и внешней активности личности.
Немаловажным в педагогическом процессе является воспитание. Воспитание имеет большое влияние на развитие личности, особенно если оно способно стимулировать внутреннюю активность в работе над самим собой. Именно данная активность и личное стремление человека, определяют успешность ее общего развития.
На то, чтобы личность в процессе развития проявляла необходимую внутреннюю активность, следует оказывать на нее постоянно воздействие, а именно стимулировать.
Выделяют внутренние и внешние стимулы проявления внутренней активности личности в рамках педагогического процесса.
К внутренним стимулам относятся собственное стремление личности к развитию, навыки самовоспитания, саморегуляции и саморазвития.
К внешним стимулам относят педагогическое воздействие, организованное педагогами образовательного учреждения, использование разнообразных воспитательно-образовательных методов и средств.
Данные стимулы относятся не только к процессу воспитания, но к другим сторонам деятельности по формированию личности. Например, для того, чтобы ученик хорошо учился и стремился получать новые знания и умения, ему необходимо постоянно давать различные советы, поучения и замечания преподавателей. Все они будут действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в сознании и чувствах и превращаются во внутренние императивы активности учащегося в овладении знаниями и личностном формировании в целом.