Творческие способности дошкольников: сущность и структура
Творческие способности – это способности детей принимать творческие решения, а также создавать, понимать и принимать принципиально новые идеи.
Способность к творчеству – это специфичная особенность человека, предоставляющая возможность не только использования действительности, но и ее видоизменения.
Чем выше уровень человеческих способностей, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и имеют отношение к успешному выполнению какой-то деятельности или многих типов деятельности.
Способности обладают собственным содержанием и структурой, определение которых особенно важно. Иначе не понятно, что нужно формировать.
Каждая способность обладает сложной структурой. Компоненты, которые входят в эту структуру, могут быть ведущими, опорными или фоновыми.
Ведущая способность - это воображение, так как именно ему отведена решающая роль в создании художественных образов.
Воображение формируется на основании восприятия, которое в свою очередь, строится на целенаправленном наблюдении. Педагогу необходимо научить детей видеть целиком весь предмет, а также его детали, свойственные его индивидуальным особенностям. Иными словами, воображение является ведущим компонентом художественно-творческой деятельности.
Опорный компонент – специальная умелость руки.
Фоновый компонент - эмоциональная чувствительность.
Для дошкольников особую роль играет овладение технической стороной деятельности. Без ручной умелости, ребенок не сможет воплотить в картине образы восприятия и воображение, насколько бы яркими они не были.
Иными словами, структура способностей к изобразительной деятельности, по мнению Сакулиной Н.П. состоит из:
- восприятия;
- специальной умелости руки;
- особой зрительной чувствительности.
Ведущий компонент – особая эмоциональная отзывчивость ребенка, характерная для детей-дошкольников и ярко проявляющаяся во всех типах творческой деятельности. То есть, ребенку очень важна мотивация, которую создает педагог.
Фоновый компонент в структуре способностей – эмоциональная чувствительность ребенка.
Овладение детьми техникой рисования приносит детям радость. В младшем дошкольном возрасте специальные упражнения нужно организовывать в форме игры. В старшем дошкольном возрасте, ведущий мотив – желание научиться.
Условия развития творческих способностей дошкольников
Старший дошкольный возраст – благоприятный период развития творческих способностей, так как в этот время идет закладка психологических основ творчества. В этом возрасте ребенок способен создать новый рисунок, конструкция, образ, фантазии, которые отличает оригинальность, вариативность, гибкость и подвижность. Инициативность связывают с любознательностью, способностями, пытливым умом, изобретательностью, способностью регулировать поведение волей, умение преодолевать трудности.
Одно из значимых условий развития творческих способностей дошкольников – организация целенаправленной досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении и семье: обогащение его впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, являющегося базисом возникновения замыслов и выступающим материалом, который нужен, чтобы работало воображение.
Еще одно условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей детей. Необходимо учитывать темперамент, характер, а также особенности отдельных функций психики, а также настроение ребенка в тот день, когда предполагается выполнение работы.
Также условие развития творческих способностей – обучение, в ходе которого идет формирование знаний, способов действия, способностей, позволяющих ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения и навыки должны отличаться глубиной, вариативностью, навыками, которые могут применяться в различных условиях. Иначе у старших дошкольников отмечается спад творческой деятельности.
Важнейшее условие развития и стимулирования творческих способностей – комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – предложение действенных мотивов и подведения детей к принятию задачи, которую поставил взрослый.
Чтобы оптимизировать творческий процесс необходимо сформировать для каждого ребенка индивидуальную зону – ситуацию творческого развития.
Зона творческого развития – это базис, на котором выстраивается весь педагогический процесс. Любой ребенок способен к выполнению творческой деятельности, значит ее организация необходима.
Иными словами, чтобы развивать творческие способности детей, необходима мотивация и большое количество накопленного и обогащенного чувственного и эмоционально-интеллектуального опыта.
Методические приемы развития изобразительных способностей детей
Одним из условий развития творческих способностей детей является комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых отводится предварительному наблюдению, созданию проблемных ситуаций, которые выявляют задачу, а также отсутствие готовых средств, необходимых для их решения, чем стимулируется поисковая деятельность.
Игровыми моментами усиливаются творческие стремления детей. Безусловно, творческую атмосферу создают и другие типы искусства, не отвлекающие ребенка от главного – изобразительной деятельности, создающие эмоциональный фон этой деятельности. Важно, чтобы использование дополнительных средств – пословиц, поговорок, музыки – было именно дополнительным и усиливающим, а не перекрывало воздействие на ребенка непосредственно изобразительной деятельности. Нельзя забывать, что детское творчество всегда свободно, в отличие от творчества педагога, которое всегда должно быть целесообразным и осуществляться в рамках реального понимания специфики группы и задач образования и развития, которые перед ней стоят.