Принципы и направления развития управления в сфере образования
Управление образованием в РФ - это сложный и многогранный процесс, основанный на целенаправленной деятельности субъектов всех уровней образовательной системы, ориентированный на оптимальную и продуктивную организацию функционирования образования в стране».
Процессы управления образованием предполагают применение различных педагогических методов и приемов, средств влияния и продуктивного воздействие на функционирование различных объектов образовательной среды, чтобы направить их деятельность в нужное русло, обеспечивая тем самым, достижение целей и задач в образовательной и воспитательной области.
Как и любой управленческий процесс, управление образованием имеет объект воздействия. Им является система образования на уровне отдельного города, региона или страны в целом. Это воздействие оказывается субъектами управления, в качестве которых выступают: Министерство образования РФ, его территориальные отделения в регионах, краях и областях и органы муниципального управления городов и поселений.
Организация управленческой деятельности осуществляется на основе соблюдения следующих ведущих принципов:
- Соблюдение Конституции и законодательства РФ, в части обеспечения прав и свобод граждан на образование.
- Процесс управления носит системный и цельный характер. Это означает, что на всех уровнях управление имеет единую целевую направленность, характер организации и функциональную значимость. Все субъекты и компоненты системы управления находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействуют друг с другом.
- Интеграция высшего образования с научными теориями и концепциями.
- Участие всех органов образовательной сферы в решении задач и проблемных вопросов образовательной деятельности, ориентация их деятельности на достижение целевого назначения образования.
- Управление не должно носить сугубо централизованный или децентрализованный характер. Оно должно быть оптимально скомбинировано. Это обеспечит более эффективное и рациональное учебно-воспитательное воздействие.
- Управление носит коллегиальный характер. Это означает, что процесс управления входит в полномочия конкретных лиц, которые имеют право принимать решения в организационных вопросах, решать проблемы и задачи образования.
- Методы и приемы учебно-воспитательной работы должны носить четкий характер, оптимально отвечающий требованиям и задачам развития системы образования и управленческим целям.
- Управление образовательно системой должно быть снабжено расширенными информационными данными, носящими объективный характер.
- Управление не должно носить спонтанный, хаотичный характер. Оно должно способствовать развитию и прогрессу в социально-экономической сфере общества.
- Направленность управленческого процесса должна максимально помогать сопоставлению интересов государства, населения, граждан, экономических объектов, педагогических структур.
- Система образования должна развиваться, как благо, характеризующееся социальной значимостью, обеспечивая условия для создания единого образовательного пространства в стране.
- Демократизация управленческой деятельности. Это означает, что управление должно базироваться на принципах демократии, формировании демократических ценностей и институтов в системе образования. Такое образование носит всеобщий, доступный характер, автономностью и самоуправленческими началами.
Развитие управленческих процессов в образовательной сфере зависит от текущего этапа развития общества и отвечает его требованиям и реалиям.
В современных реалиях социально-экономического развития общества сформировались такие направления развития управления в образовании:
- Развитие автономности всех уровней управления и отдельных учебных учреждений в организации образовательной деятельности;
- Органы управления характеризуются наличием позиции проектировщиков и разработчиков новых учебно-воспитательных систем, процессов, методик и технологий управления образованием;
- Развитие концепции плюрализма т.е. рассредоточение власти по уровням управления, не допуская приоритета или недостатка управленческих прав какого-то отдельного субъекта или его доминирования;
- Привлечение дополнительных источников финансирования в образование. Помимо бюджетного обеспечения, система образования любого уровня может заниматься дополнительной коммерческой деятельностью, пользоваться спонсорской поддержкой и получать дотации и субсидии из бюджетов других уровней. Это направление особенно актуально в условиях нестабильной экономики и дифференциации в развитии отдельных регионов страны;
- Управление все больше ориентируется на применение креативного, творческого подхода в образовательной области, развивая инновационный потенциал ее субъектов.
Уровни и органы управления образованием России
Как и вся образовательная система страны, управление образованием имеет три уровня:
- Федеральное управление.
- Региональное управление.
- Муниципальное управление.
Рисунок 1. Уровни управления образованием в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На федеральном уровне управленческая деятельность находится в руках государственных органов власти, носящих централизованный характер. Таким органом в РФ является Министерство образования и науки. Оно разрабатывает общие направления единой гос. политики в образовании и нормативно-правовое регулирование этой области. Кроме того, имеются министерства и ведомства, а также заведения, которые готовят специалистов для определенной профессиональной деятельности и осуществляют управленческие процессы в образовательной сфере.
Региональное управление реализуется, посредством создания различных территориальных органов, поддерживающих направление единой политики в образовании, организующих взаимосвязь системы образования региона с общей системой образования государства, выделяющих финансовые и технические ресурсы на развитие образования в регионе, выдающих лицензии организациям на осуществление учебной и воспитательной деятельности, предоставление образовательных услуг, контролирующих подведомственные заведения.
Рисунок 2. Региональный уровень управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Муниципальное управление образованием осуществляется благодаря работе органов отдельного района или города. Они помогают создать условия для получения общего образования в конкретном муниципалитете, создают, контролируют и ликвидируют учебно-воспитательные заведения, регламентируют их работу и направления развития.
Рисунок 3. Муниципальный уровень управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ