Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Упражнения на рефлексию для подростков

Понятие рефлексии и ее функциональное значение

Определение 1

Рефлексия – это особая характеристика человека, отличающая его от иных живых организмов и проявляющаяся в осознанном акцентировании внимания на себе, своей деятельности, поведенческих процессах и поступках, включающая их оценку и эмоциональные реакции».

Рефлексия предполагает акцентирование внимания на собственном «Я», его развитии и осмыслении. Развитие навыков рефлексии играет важную роль для понимания и осознания собственного «Я», развития способностей к самоанализу и самооценке, самокритике. Рефлексия помогает в развитии адекватного отношения к собственной личности, способности проведения сравнительных характеристик своей деятельности и деятельности окружающих, рационально воспринимать и видеть себя со стороны, адекватно реагировать на отношение других к себе.

Характеристика процессов рефлексии была дана еще древнегреческими философами. Сократ характеризовал ее, как средство для познания и совершенствования себя, развития навыков критической оценки своей мыслительной и реальной деятельности. только благодарю наличию рефлексии становится возможным непрерывное развитие личности, ее совершенствование.

Рефлексия является своеобразной формой самоанализа. Она характеризует навыки личности обращаться к своим мыслям, анализировать их, проводить их оценку и контроль. Наличие рефлексии позволяет управлять своими мыслями, что обеспечивает торможение их хаотичного движения, переход внимания и мышления на осознанную ступень, развитие навыков размышления и обеспечения полноценного психического и личностного развития.

Рефлексия относится к таким процессам, которые требуют непрерывного развития и совершенствования. Познание своего внутреннего мира необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельности и адаптации к социальным условиям существования. Развитие рефлексии положительно сказывается на полноценном, всестороннем, гармоничном личностном становлении, формировании самодостаточной личности. Это помогает в постановке целей и выборе направлений организации своей жизнедеятельности.

«Упражнения на рефлексию для подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Функциональная значимость рефлексии проявляется в следующем:

  1. Способности регулировать и управлять своей мыслительной деятельностью;
  2. Проведении оценки своих мыслей и суждений, адекватном рассмотрении их верности, обоснованности и логичности;
  3. Исключении из своего сознания ненужных, бесполезных мыслей, неверных суждений, бестолковых размышлений;
  4. Развитии своего природного потенциала, превращении скрытых способностей в реальные, практически применимые;
  5. Глубоком самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании своей личности – ее качеств и умений, направлений поведения, мировоззрения;
  6. Формировании четкой социальной позиции;
  7. Развитии способности к принятию решения, навыков устранения нерешительности, колебаний, сомнений.
Замечание 1

Развитие рефлексии необходимо и для того, чтобы определить и осознать свои слабые стороны, выявить пути их развития и совершенствования, отыскать пути решения разнообразных проблем, преодоления трудности и улучшения своей жизнедеятельности.

Разновидности рефлексии

Рефлексия представлена несколькими видами, каждый их которых имеет свои особенные свойства и параметры:

  1. Личностная рефлексия – проявляется в познании своего внутреннего мира, анализа своей мыслительной деятельности, поступков, взглядов и суждений.
  2. Интеллектуальная рефлексия – воплощается на стадии разрешения умственных задач, чтобы найти способ ее оптимального и эффективного разрешения.
  3. Коммуникативная рефлексия – осуществляется при изучении другого человека или группы лиц. Личность осуществляет мониторинг деятельности, реакций, поступков, эмоционального развития других людей, пытаясь отыскать причины их поведения.
  4. Научная рефлексия – проявляется в изучении и мониторинге научных знаний и приемов деятельности, взглядов, обоснований, законов.
  5. Социальная рефлексия – осознание поступков и действий других людей на основе формирования мыслительного представления об их размышлениях и взглядах. Собственные размышления, здесь, выступают отражением внутреннего мира других людей.

Развитие навыков рефлексии в подростковом возрасте

Овладение рефлексионными навыками осуществляется путем соблюдения следующих шагов:

  1. Обязательный анализ принятого решения, оценка его эффективности и своих действий.
  2. Проведение мониторинга протекания каждого рабочего дня. Необходимо делать детальный разбор всех событий, анализировать неудачные моменты и ситуации, объективно оценить их.
  3. Проведение анализа своего мнения о поступках окружающих. Это дает понимание того, является ли мнение верным или нет.
  4. Постоянное общение с людьми, имеющими иные взгляды и направления деятельности, отличные от собственных. Рефлексия активизируется при понимании другого человека.
  5. Практическое решение проблем и жизненных затруднений, в процессе чего приходится оценивать свои действия, выявлять положительные и отрицательные стороны различных ситуаций.

Таким образом можно развить саморефлексию, найти необычные способы решения проблем, преодолеть трудности.

Среди упражнений для развития рефлексии можно выделить несколько наиболее эффективных:

  • Упражнение «Карусель». Оно предполагает необходимость ежедневного знакомства с одним новым человеком, построение диалога с ним и последующую оценку своей деятельности. Это развивает навыки реагирования на поведение других людей;
  • Упражнение «Автопортрет». Формирует умение самоанализировать и самопознавать себя, а также уметь дать описание характеристик другого человека. Упражнение проводится путем детального описания себя, своих параметров, качеств, манер поведения другому человеку. Информация должна быть максимально соответствующей действительности, чтобы человек, не видя вас никогда смог представить себе;
  • Упражнение «Дерево». Основано на представлении в своем сознании дерева с определенными характеристиками, которые, по сути, отражают собственную личность. Человек отождествляет себя с деревом, испытывая при этом определенный эмоциональный настрой;
  • Упражнение «Качества». Оно помогает сформировать адекватную самооценку. Проводится путем прописывания перечня своих плюсов и минусов и их оценки по десятибальной шкале;
  • Упражнение «Да». Оно развивает не только рефлексию, но и эмпатию. Упражнение проводится в парах. Один из участников характеризует свое состояние или настроение, а другой, стремиться детализировать эту информацию, задавая наводящие вопросы. Ответы на вопросы должны носить утвердительный характер, как минимум три раза.
Дата последнего обновления статьи: 20.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot