Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Когнитивная теория Ж. Пиаже

Общие понятия теории

Согласно концепции Ж. Пиаже, дети – это активные субъекты собственного умственного развития. Также у детей особая логика, которая отлична от взрослой.

Центральное понятие теории Пиаже – операция (мысленное действие ребенка, которое обладает некоторой обратимостью).

Основные механизмы мыслительной деятельности:

  1. ассимиляция (включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справлялся; включение происходит без изменения наличных схем);
  2. аккомодация (изменение схем действий и приспособление к окружающему миру).

Таким образом, по Ж. Пиаже, психическое развитие – это единство ассимиляции и аккомодации.

Периодизация интеллектуального развития

  1. сенсомоторный интеллект (0- 2 года):
  • упражнение рефлексов (0-1 мес.);
  • первичные круговые реакции (1-4 мес.) – действие ради самого процесса;
  • вторичные круговые реакции (4-8 мес.) – действие ради продления впечатления;
  • начало практического интеллекта (8-12 мес.);
  • третичные круговые реакции (12-18 мес.) – сознательно изменение ситуации;
  • интрериоризация схем действия (18-24 мес.);
  • стадия репрезентативного интеллекта (2-7 лет) – мышление с помощью представлений (дооперациональная стадия). Ребенок не может рассуждать и доказывать. Также на этой стадии наблюдаются различные феномены Пиаже (нет принципа сохранения количества вещества). Также наблюдаются:
    • эгоцентризм детского мышления (позиция ребенка «всегда верна»);
    • реализм;
    • анимизм.

    Феномены Пиаже в развитии мышления

    Рисунок 1. «Феномены Пиаже в развитии мышления»

  • этап конкретных операций (7-11 лет);
  • стадия формальных операций (11-15 лет) – формальная логика – высшая ступень в развитии интеллекта. Эгоцентризм мышления здесь состоит в том, что подростки придают своим мыслям абсолютную власть.
  • Периоды умственного развития по Ж. Пиаже

    Рисунок 2. «Периоды умственного развития по Ж. Пиаже»

    В каждой стадии различают три уровня:

    1. неудача
    2. частичный успех
    3. успех.

    Также развитие рассматривается Пиаже в качестве движения по спирали, а не по прямой. Так можно было объяснить преобразование и переосмысление видов мышления в ходе перехода от одной стадии развития к другой.

    Воспользуйся нейросетью от Автор24
    Не понимаешь, как писать работу?
    Попробовать ИИ
    Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot