Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление воспитательным процессом

Определение 1

Управление воспитательным процессом – это целенаправленная деятельность педагогов, ориентированная на оказание постепенного и рационального воспитательного воздействия на учащихся с целью формирования у них определенных свойств и навыков социального поведения.

Управление воспитательным процессом включает в себя следующие направления деятельности:

  1. Диагностирование воспитательного потенциала семей воспитанников.
  2. Выявление воспитательных возможностей разнообразных общественных организаций.
  3. Использование воспитательных возможностей культурной среды социума для оказания положительного воспитательного воздействия на воспитанников.
  4. Использование воспитательных ресурсов СМИ для привлечения их к воспитанию подрастающего поколения.

Управление воспитательным процессом является сложным и многофакторным процессом. Он требует системного подхода к его реализации, учета внешних и внутренних факторов, в какой-либо степени воздействующих на воспитание подрастающего поколения, учета связи воспитательного процесса учебного учреждения с окружающей средой, понимание сути каждой связи и каждого отдельного фактора, влияющего на процесс воспитания.

Структура управления воспитательным процессом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Структура управления воспитательным процессом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы организации управления воспитательным процессом

Управление воспитательной деятельностью любого образовательного учреждения и всей педагогической системы базируется на следующих основополагающих принципах:

«Управление воспитательным процессом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Принцип демократического централизма. Он означает, что процесс управления должен реализовываться центральными органами власти, но при этом иметь демократическую основу, т.е. учитывать права и свободы всех его участников, их мнение и взгляды, объективную реальность.
  • Принцип коллегиальности и единоначалия. Процесс управления должен реализовываться в едином направлении, что требует формирования коллегиального аппарата управления, возглавляемого одним (или группой) руководителей. Управленческий аппарат является органом исполнительной власти и выполняет роль по реализации решений, выполнению определенных воспитательных задач. Власть и ответственность за данные решения должна возлагаться на одно лицо, одного начальника.
  • Принцип научности. Процесс управления воспитанием должен опираться на научную базу, современные разработки в области менеджмента и педагогики. Необходимо опираться на современный опыт педагогической практики и управления, научные открытия.
  • Принцип системности. Он отражает связь воспитания с внешней средой и их взаимозависимость, рассмотрение воспитательного процесса, как системы, состоящей из совокупности подсистем, тесно связанных между собой.
  • Принцип комплексности. Он означает использование разнообразных методов управления воспитательной деятельностью, которые затрагивают все аспекты работы образовательной организации.
  • Принцип учета конечных итогов воспитательной работы образовательного учреждения.
  • Принцип порядка и справедливости. В ходе проведения управленческих мероприятий должен соблюдаться порядок, а также должны быть учтены интересы всех сотрудников, справедливо распределены обязанности, предъявлены требования.

Функциональная роль управления воспитательным процессом

Деятельность по управлению воспитанием и организация этого процесса выполняет ряд важных функций, которые определяют функциональное значение управленческой воспитательной деятельности. К этим функциям относятся следующие:

  • Функция планирования. Она отражает необходимость составления плана управления воспитательной работой. Составление плана управления начинается с определения целевого назначения воспитательной работы, формулирования ее задач, обоснование содержания, выбора методов и средств достижения, поставленной цели. Цель отражает итоги воспитательной работы и управленческих мероприятий, которые должны быть достигнуты по завершению управленческой деятельности. Здесь важно, правильно поставить цель управления, поскольку от нее зависит эффективность работы всего руководства образовательного учреждения.
  • Функция организации. Она связана с созданием управленческих условий, которые обеспечат достижение его целей. Иными словами, происходит построение управленческой деятельности, включающей в себя разработку программы воспитания, определения путей ее реализации. Здесь, важно выбрать наиболее оптимальный путь реализации воспитательной программы, исходя из ресурсного и кадрового снабжения образовательного заведения.
  • Функция мотивации. Она связана с мотивированием всех участников управленческой и воспитательной деятельности на выполнение своих функций, в соответствии с возложенными полномочиями,
  • Функция контроля. Она отражает проведение анализа и контроля эффективности работы педагогов.

Этапы управления итогами воспитательной деятельности

Важное место в управлении воспитательным процессом отводится управлению результатами проведенных воспитательных мероприятий. Эта работа является поэтапной и реализуется по следующим направлениям:

  1. Принятие управленческих решений. Руководитель образовательной организации должен определить, на какие итоги следует ориентироваться в воспитательной работе, какие из них наиболее приоритетные, какие воспитательные задачи необходимо решить в первую очередь.
  2. Диагностирование итогов воспитательной деятельности с применением апробированных методик. Проводится выявление результатов воспитания, посредством методов, которые имеют эффективный опыт применения в педагогическом процессе.
  3. Определение проблем и затруднений в воспитательном процессе, а также способов коррекции воспитательной работы, ориентированной на результат, достижение качественного воспитательного процесса образовательного заведения.
  4. Составление плана проведения воспитательных мероприятий, исходя из внесенных поправок в воспитательный процесс и, ориентированных на достижение новых целей и задач качественного воспитательного процесса.
  5. Выбор технологии воспитания, имеющей наибольший потенциал достижения воспитательных целей и задач.
  6. Использование новой технологии в воспитательной деятельности и инструментария, позволяющего продуктивно воздействовать на итоги воспитательной работы, на воспитание учащихся.
Дата последнего обновления статьи: 04.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot