Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление педагогическим процессом и образовательными системами

Определение 1

Педагогическое управление – это совокупность методов, принципов, технологических приемов и организационных форм управления педагогическим процессом и образовательными системами, направленная на повышение их эффективности.

Замечание 1

Функции управления (в педагогике) – это отношение между управляемым объектом и управляющей системой, которое требует от управляющей системы выполнения определенных действий, направленных на обеспечение организованности и целенаправленности управляемыми процессами.

Общие принципы управления образовательными системами и педагогическим процессом

Система управления педагогическим процессом и образовательными системами опирается на ряд принципов, которыми руководствуются организаторы и руководители в процессе выполнения возложенных на них управленческих обязанностей.

В теории и практике управления педагогическим процессом и образовательными системами принято выделять следующие основные принципы:

  1. Принцип гуманизации и демократизации управления – подразумевает направленность на развитие инициативности и самодеятельности руководителей, педагогов, учащихся и родителей, а также возможности совместного обсуждения и принятия управленческих решений. Выбор руководства осуществляется посредством конкурсного избрания, что подчеркивает демократическое начало системы управления.

    Гуманизация в управлении педагогическим процессом и образовательными процессами, направлена на уважение достоинства личности каждого человека и приоритетность ее позиций.

  2. Принцип целостности и системности в управлении – предполагает понимание педагогического процесса как единой целостной системы, ясное представление о структуре, содержании и принципах которой будет способствовать успешности управления ею.

    Целостность и системность управления предполагает взаимосвязь и взаимодействие разнообразных управленческих функций в деятельности руководителя и коллектива педагогов. То есть, данная функция подчеркивает, что процесс управления должен быть логичным, последовательным и взаимовыгодным. Только в этом случае он будет эффективным и обеспечит функционирование образовательных систем на должном уровне.

  3. Принцип единства коллегиальности и единоначалия - предусматривает недопущение авторитаризма и субъективности в управлении педагогическим процессом и образовательными системами.

    Единство коллегиальности и единоначалия в управлении не является исключением личной ответственности каждого педагога перед всем педагогическим коллективом за порученное ему дело и возложенные на него обязанности.

    Данный принцип направлен на обеспечение порядка и дисциплины, четкого соблюдения и разграничение полномочий участников педагогического процесса.

  4. Принцип объективности и полноты информации в управлении – эффективность управления во многом зависит от полноты и достоверности получаемой об объекте управления информации.

    Поступающая в аппарат управления информация должна быть не только максимальной точной и правдивой, но и ее объем должен быть оптимален. То есть, избыток или недостаток необходимой информации может парализовать управленческую деятельность.

«Управление педагогическим процессом и образовательными системами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные направления педагогического управления

Управление педагогическим процессом представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий по педагогическому анализу, контролю и планированию

Определение 2

Педагогический анализ – это исследование педагогического процесса, а именно конкретного составляющих его элементов.

В свою очередь педагогический анализ включает в себя три основных элемента:

  1. Параметрический анализ – это действия руководителя и его заместителей, направленные на сбор, обобщение, сравнение и исследование основных явлений педагогического процесса.

    Предметами параметрического анализа являются посещаемость, успеваемость, общая дисциплина учащихся и педагогов.

  2. Тематический анализ – направлен на изучение, анализ, планирование и прогнозирование действий, необходимых для повышения эффективности управления различными элементами педагогического процесса.

    К основным элементам педагогического процесса, которые подлежат управлению, являются методы, средства, приемы и формы воспитательно-образовательной деятельности. При правильной организации управления, повышается актуальность и востребованность данных элементов в педагогическом процессе. За основу исследования в рамках тематического анализа берутся данные, которые получены в ходе параметрического анализа.

  3. Итоговый анализ – осуществляется с целью изучения результатов тематического и параметрического анализа за определенный интервал времени.

    Основными источниками итогового анализа являются письменные контрольные работы, зачеты, экзамены, статистические данные по предметам, дисциплинам и курсам, соблюдение правил, отчеты педагогических работников и руководства.

Замечание 2

Результат итогового анализа представляет собой общую оценку состояния педагогического процесса, причины неуспешности и неудач, фиксацию отрицательных и положительных факторов, с целью их будущего учета.

Виды управления педагогическим процессом и образовательными системами

Управление педагогическим процессом и образовательными системами может быть как локальным (местным), так и глобальным:

  • Локальное управление – это процесс управления, направленный на решение разнообразных промежуточных проблем по организации и реализации педагогического процесса.
  • Глобальное управление – это процесс управления, направленный на планирование деятельности, составление общих и учебных планов.

В управлении педагогическим процессом и образовательными системами принято выделять следующие виды планов:

  1. Перспективный план – это план, который составляют по результатам анализа деятельности образовательного учреждения за прошедший период, сроком на пять лет.
  2. Годовой план – это план, который составляется на протяжении всего текущего учебного года, включает в себя нормативную документацию, инновационные технологии в сфере образования, анализ педагогической деятельности учебного заведения и т.д.
Дата последнего обновления статьи: 29.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot