Педагогическое управление – это совокупность методов, принципов, технологических приемов и организационных форм управления педагогическим процессом и образовательными системами, направленная на повышение их эффективности.
Функции управления (в педагогике) – это отношение между управляемым объектом и управляющей системой, которое требует от управляющей системы выполнения определенных действий, направленных на обеспечение организованности и целенаправленности управляемыми процессами.
Общие принципы управления образовательными системами и педагогическим процессом
Система управления педагогическим процессом и образовательными системами опирается на ряд принципов, которыми руководствуются организаторы и руководители в процессе выполнения возложенных на них управленческих обязанностей.
В теории и практике управления педагогическим процессом и образовательными системами принято выделять следующие основные принципы:
Принцип гуманизации и демократизации управления – подразумевает направленность на развитие инициативности и самодеятельности руководителей, педагогов, учащихся и родителей, а также возможности совместного обсуждения и принятия управленческих решений. Выбор руководства осуществляется посредством конкурсного избрания, что подчеркивает демократическое начало системы управления.
Гуманизация в управлении педагогическим процессом и образовательными процессами, направлена на уважение достоинства личности каждого человека и приоритетность ее позиций.
Принцип целостности и системности в управлении – предполагает понимание педагогического процесса как единой целостной системы, ясное представление о структуре, содержании и принципах которой будет способствовать успешности управления ею.
Целостность и системность управления предполагает взаимосвязь и взаимодействие разнообразных управленческих функций в деятельности руководителя и коллектива педагогов. То есть, данная функция подчеркивает, что процесс управления должен быть логичным, последовательным и взаимовыгодным. Только в этом случае он будет эффективным и обеспечит функционирование образовательных систем на должном уровне.
Принцип единства коллегиальности и единоначалия - предусматривает недопущение авторитаризма и субъективности в управлении педагогическим процессом и образовательными системами.
Единство коллегиальности и единоначалия в управлении не является исключением личной ответственности каждого педагога перед всем педагогическим коллективом за порученное ему дело и возложенные на него обязанности.
Данный принцип направлен на обеспечение порядка и дисциплины, четкого соблюдения и разграничение полномочий участников педагогического процесса.
Принцип объективности и полноты информации в управлении – эффективность управления во многом зависит от полноты и достоверности получаемой об объекте управления информации.
Поступающая в аппарат управления информация должна быть не только максимальной точной и правдивой, но и ее объем должен быть оптимален. То есть, избыток или недостаток необходимой информации может парализовать управленческую деятельность.
Основные направления педагогического управления
Управление педагогическим процессом представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий по педагогическому анализу, контролю и планированию
Педагогический анализ – это исследование педагогического процесса, а именно конкретного составляющих его элементов.
В свою очередь педагогический анализ включает в себя три основных элемента:
Параметрический анализ – это действия руководителя и его заместителей, направленные на сбор, обобщение, сравнение и исследование основных явлений педагогического процесса.
Предметами параметрического анализа являются посещаемость, успеваемость, общая дисциплина учащихся и педагогов.
Тематический анализ – направлен на изучение, анализ, планирование и прогнозирование действий, необходимых для повышения эффективности управления различными элементами педагогического процесса.
К основным элементам педагогического процесса, которые подлежат управлению, являются методы, средства, приемы и формы воспитательно-образовательной деятельности. При правильной организации управления, повышается актуальность и востребованность данных элементов в педагогическом процессе. За основу исследования в рамках тематического анализа берутся данные, которые получены в ходе параметрического анализа.
Итоговый анализ – осуществляется с целью изучения результатов тематического и параметрического анализа за определенный интервал времени.
Основными источниками итогового анализа являются письменные контрольные работы, зачеты, экзамены, статистические данные по предметам, дисциплинам и курсам, соблюдение правил, отчеты педагогических работников и руководства.
Результат итогового анализа представляет собой общую оценку состояния педагогического процесса, причины неуспешности и неудач, фиксацию отрицательных и положительных факторов, с целью их будущего учета.
Виды управления педагогическим процессом и образовательными системами
Управление педагогическим процессом и образовательными системами может быть как локальным (местным), так и глобальным:
- Локальное управление – это процесс управления, направленный на решение разнообразных промежуточных проблем по организации и реализации педагогического процесса.
- Глобальное управление – это процесс управления, направленный на планирование деятельности, составление общих и учебных планов.
В управлении педагогическим процессом и образовательными системами принято выделять следующие виды планов:
- Перспективный план – это план, который составляют по результатам анализа деятельности образовательного учреждения за прошедший период, сроком на пять лет.
- Годовой план – это план, который составляется на протяжении всего текущего учебного года, включает в себя нормативную документацию, инновационные технологии в сфере образования, анализ педагогической деятельности учебного заведения и т.д.