Управление образованием
Управление образованием – это тип социального управления, поддерживающий целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов внутри системы образования.
Управление развитием системы образования может осуществляться на основании нескольких подходов, различающихся между собой принципиальными установками, оказывающими воздействие на планирование, организацию и контроль деятельности. На основании анализа различных точек зрения на управление процессом развития организации, предложены следующие критерии классификации управления развитием образовательной системе:
- субъект управления развитием – данный признак определяет тип управления: общественный или административный. Относительно образовательных систем данный признак имеет государственно-общественный характер управления, который задействует всех агентов образовательных систем;
- ориентация управления развитием – данным признаком определяется наличие и исполнение стратегии развития, что по своей сути представляет процесс управления образовательными системами;
- внедрение управления развитием – устанавливает осуществление управления процессом или имеет только установку на итоговый результат, то есть осуществление проектно-целевого управления;
- интегрированность управления – выделяют управление, ориентирующееся на процесс дискретного освоения инноваций, а также системное управление, которое предполагает реализацию всей совокупности нововведений. Процессный подход видит управление развитием всех процессов тесно связанным между собой, так как выход одного процесса – вход другого, в связи с этим такое управление применительно к образовательной структуре является системным;
- тип реакции на изменения, которые требуют управленческих решений. Включает градацию – реактивное управление, представляющее реакцию на уже произошедшие изменения, либо прогностическое управление, базирующееся на прогнозировании возможных состояний системы. Реальное управление представляет разновидность управление по результатам, когда физическое состояние управляемой системы отклонено от запланированного. Прогностическое управление, основанное на отслеживании и прогнозировании результатов, предвосхищает возможное развитие событий, а в зависимости от индикатора, снижает риск негативного развития системы с минимизацией возможных потерь.
Типы систем управления образованием
Граница перехода из одного вида управления развитием в другой определяется индикаторами состояния, основанными на методах наблюдения, анализа нормативной и отчетной документации, стратегических документах, отчетах по шкале наличия или отсутствия признака:
- субъекты управления развитием, состоящие из уровня участия образовательных агентов в управлении, возможность их воздействия на результат;
- ориентация управления развитие, предполагает документально закрепленные, декларируемые и реально реализуемые стратегические ориентиры, то есть миссию, видение, стратегию, программу развития и отчеты по текущим результатам достижения поставленных целей;
- реализация управления развитием предполагает осуществление управления на основании проектного или процессного подхода, которые обуславливают типы деятельности, способы управления изменениями, возможность непрерывного улучшения, то есть установку целей, сроков, участников проектной деятельности, либо есть весь объем необходимой документации процесса;
- интегрированность управления объясняет, каков уровень взаимодействия и интеграции (горизонтальная или вертикальная) образовательной системы или структуры, то есть рейтинг, место в системе, уровень значимости в системе, развита ли сеть взаимодействия и пр.;
- тип реакции на изменения объясняет, имеются ли сценарии развития образовательной системы или структуры, дорожная карта, проводят ли оценку внешних и внутренних условий развития в определенных временных промежутках.
Ни один из видов управления нельзя считать однозначно положительным, и они во многом зависят от исходного состояния системы, принятой системы традиций, установленных норм и временных ограничений.
Помимо этого, еще одним сложным моментом каждого из видов управления (общественное, стратегическое и прогностическое) образовательными системами, снижающим их возможности, является отсутствие праксиологического механизма или модели. Это объясняет выбор типа управления развитием системы образования, на основании зависимости от реальных условий существования, внешних и внутренних ресурсов системы. Но чем ближе выбранный тип управления к общественному, системному, интегрированному, процессному и прогнозному, тем больше будет потенциал для его развития.
Приведенная выше классификация управления развитием образовательных систем и структур дает возможность определять текущее состояние и пути развития любой образовательной организации, потенциал развития образовательных систем и структур, получение информации, необходимой, чтобы принять управленческие решения по системным изменениям в системе образования. Ориентация на приоритетные направления развития предполагает существенные изменения, вносимые в управление образовательными структурами и системами, поиск новых механизмов и методов управления образованием.
Управляющий орган с точки зрения управляемой системы представляет составную часть внешний по отношению к ней среды. Такой внешней средой осуществляется целенаправленное воздействие. Часть влияния внешней среды может быть нецеленаправленной, то есть случайной, недетерминированной, неконтролируемой управляющим органом. Такие воздействия могут оказывать влияние на результат образовательной деятельности, вместе с действием управляемой системы.