Методики развития интеллектуально-личностного ресурса
Интеллектуальные способности – это интегральная умственная способность, которая включает возможность обучаться, делать заключения, планировать, понимать и применять абстрактные концепции и использовать собственные знания для управления окружающей средой.
Противоречия содержания образования и реальности, приводящие к снижению возможностей становления личности и ментального опыта, вызвали развитие ресурсного подхода, а также методик, направленных на личностное и профессиональное развитие субъекта и развитие интеллектуально-личностного ресурса индивида.
Методики развития ментального и интеллектуально-личностного ресурса направлены на развитие интенциональной, когнитивной, смысловой, регулятивной и личностной составляющих, чтобы получить фокусированные результаты в самых разных типах деятельности. Для этого используют дифференционно-интеграционные принципы развивающей направленности субъектов. Принципом интеграции предполагается единство в работе всех социальных институтов, чтобы интеллектуально развивать каждый субъект.
Принципом дифференциации и индивидуализации отражена необходимость создать условия для комплексного проявления и развития способностей каждого субъекта.
Разработка методик, которые направлены на развитие интеллектуально-личностного ресурса, базируется на следующих положениях:
- обогатить и организовать ментальный (интеллектуальный) ресурс человека – ключевой ресурс интеллектуального и продуктивного поведения;
- развивать и интеллектуализировать все основные психические процессы (восприятие, внимание, память, речь, воображение), чему способствует понятийное мышление;
- изучать и развивать особенности функционирования понятийного мышления, что выступает как ключ к пониманию того, как устроен интеллект.
Понятийное мышление характеризуется интеллектуальной децентрацией, образованием пирамиды понятий, которая обеспечивает встраивание новых понятий в стабильную структуру опыта, то есть чувствительность к противоречиям и переносному смыслу в качестве выражения полноты понимания.
Понятийное мышление – основа понятийных способностей, которые состоят из:
- семантических способностей – усвоения, хранения и актуализации содержания словесных знаков;
- категориальных способностей – выделения и оперирования категориальными признаками разной степени обобщенности;
- концептуальными способностями – порождением новых ментальных содержаний.
Один из основных предикторов продуктивности методики интеллектуально-личностного развития – содержание научно-учебных и деятельностно-ценностных задач, которые разрабатываются на основании задействованности признаков сформированности семантических, категориальных и концептуальных способностей, а также уровня развития целостной понятийной системы.
Для этого содержание образования включает четыре блока задач, которые предназначены для 4-х уровней сформированности понятийной системы, а также признаки развития концептуальной структуры:
- первому уровню характерна изолированность отдельных понятий, единичность в интерпретации результатов, то есть минимальная дифференциация и интеграция, которые сопровождаются когнитивной простотой;
- второй уровень характеризуется возрастанием дифференциации понятий и недостатком интеграции, что сопровождается неустойчивостью суждений и неуверенностью;
- третьему уровню характерны умеренные показатели дифференциации и интеграции, открытость новому опыту, рефлексивная самооценка;
- четвертый уровень характеризуется высоким уровнем дифференциации и интеграции, которые сопровождаются гибким мышлением, пониманием причинно-следственных связей.
Принято выделять несколько основных линий интеллектуального развития субъектов в процессе реализации методик развития интеллектуальных способностей:
- обогащение когнитивного опыта через актуализацию разных способов кодирования информации, формирование когнитивных понятийных схем и способов интеллектуальной деятельности;
- обогащение понятийного опыта через расширение семантических полей научных понятий, выделение их существенных признаков, самостоятельное конструирование понятий;
- обогащение метакогнитивного опыта через развитие способности планирования, прогнозирования и оценки собственной деятельности и результатов.
В ходе развития интеллектуальных способностей индивид приобретает знания и опыт, у него развиваются когнитивные способности, формируется система смыслов и ценностей.
Деятельностно-ценностные задачи
Деятельностно-ценностные задачи – это основа технологии образования в глобальной информационной сети, обеспечивающая развитие индивидов в открытом информационном пространстве, учащая взаимодействию с окружающим миром, формирующая систему личностных ценностей, которые имеют определенное значение для социума.
Деятельностно-ценностные задачи помогают формировать и развивать мотивацию исследовательской деятельности, так как:
- способствуют реализации познавательной потребности личности, ее стремления к творчеству;
- представлены адекватными ученическому возрасту способами введения в мир научной работы;
- дают возможности актуализировать и активизировать познавательный интерес, так как имеют проблемный характер;
- организуют процесс управления поиском;
- превращают процесс обдумывания гипотезы в публичный, что представляет лучшее средство для запуска идеи;
- провоцируют поиск необходимой информации в разных источниках;
- создают условия личностно-ориентированного взаимодействия через диалог на индивидуальных занятиях и работая в малых группах.
Деятельностно-ценностная задача может быть междисциплинарного характера, стимулирует процесс многоаспектного осмысления того или иного явления и представляет собой хорошую основу для организации междисциплинарного обучения.