Проблема формирования оптимальной системы управления качеством образования в вузе
Управление качеством образовательного процесса – это совокупность технологий, методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса, направленных на достижение целей и задач обучения, реализацию образовательной программы и создания условий для полноценного развития личностей учащихся конкретного образовательного учреждения.
Качество образовательного процесса способствует устранению отклонений и несоответствий его реализации, оптимальному функционированию всех сторон образовательной деятельности.
Система высшего образования ориентирована на подготовку профессиональных кадров, способных конкурировать на международной арене. В этой связи, основным параметром учебного процесса должно быть его качество.
Качество образования в вузе, во многом, зависит от уровня развития в нем исследовательской работы. Научная деятельность способствует развитию педагогов вуза, повышению их профессионализма и уровня квалификации, за счет обогащения и расширения своего педагогического опыта, наполнение его новым смысловым содержанием, расширение практических педагогических навыков.
Процесс обучения вуза и его исследовательская деятельность способны активно и плодотворно развиваться только с полноценным информационным обеспечением. Поэтому, качество образовательного процесса вуза невозможно достичь без оптимальной работы информационной системы вуза. Чтобы реализовать полноценную работу вуза по всем его аспектам, отвечающим за его качество, требуется создание оптимальной системы административно-хозяйственного управления.
Формирование системы управления качеством образовательного процесса вуза имеет свои особенности. Это процесс имеет ряд важным проблем и противоречий. К ним относятся:
- Отсутствие единой трактовки понятия «качество образовательного процесса и единых показателей его оценки. В настоящее время, вузы не имеют полноценных, адекватных критериев, по которым можно реально оценивать их образовательную работу. Критерии оценки, конечно же, имеются, но они оказываются неспособными отразить реальные параметры функционирования образовательного процесса.
- Неимение четкого представления о том, на выпуск какого продукта ориентирован вуз. Высшее учебное заведение направлено на выпуск квалифицированных специалистов различных областей деятельности. Кроме того, высшее образование осуществляет выпуск кандидатов и докторов наук. Однако, процесс подготовки специалистов является достаточно длительным и, полностью не зависящим, от организации образовательного процесса в вузе, поскольку обучение начинается еще с системы дошкольного образования.
- Непонимание роли студентов в образовательном процессе. Студент является субъектом образовательного процесса, а также потребителем иных услуг, которые реализуются данным вузом.
- Качество преподавательского состава. Преподаватели вуза выполняют роль «создателе» специалистов. От них зависит успешность обучения студентов и их мотивация. Качество преподавательского состава выполняют одну, очень важную, функцию: отсеивает студентов. Это необходимо для того, чтобы своевременно исключить из обучения тех студентов, которые оказываются неспособными стать профессиональными специалистами и продуктивно работать в конкретном направлении деятельности.
- Сохранение классического стиля управления качеством образования. Современное общество требует пересмотра стилей управленческой деятельности в системе образования.
- Отсутствие стратегии управления качеством образования.
- Отсутствие оптимального контроля реализации образовательной деятельности.
- Отсутствие порядка в документальном обеспечении деятельности вуза. Современная система образования требует соблюдения определенных стандартов в документальном планировании и обеспечении деятельности вуза.
Структура системы управления качеством образования в вузе
Система управления качеством образовательного процесса вуза состоит из следующих компонентов:
- Система управления качеством.
- Система обеспечения качества.
- Система подтверждения качества.
Чтобы реализовать работу всех трех компонентов, прежде всего, необходимо обеспечить качество работы специалистов вуза. Для этого, нужно организовать эффективную систему подготовки педагогических кадров, а также создавать условия для подготовки и переподготовки преподавателей вуза, повышать уровень их квалификации и, мотивировать на саморазвитие и самосовершенствование своих профессиональных навыков.
Система управления качеством образовательного процесса начинает свое формирования с документации. Сюда входит технологическое документальное снабжение образовательной деятельности вуза или образовательные программы вуза. Кроме того, планы образовательного процесса, планы организационной работы, программы качества вуза относятся к документальному фундаменту реализации качественной работы вуза.
Эффективное функционирование системы управления качеством образовательного процесса определяется ориентацией всех участников образовательной деятельности на подготовку высококвалифицированных специалистов, а также внедрение в работу вуза современного опыта практической управленческой деятельности – качественной системы менеджмента, основанной на следующих положениях:
- Создание оптимального контроля работы вуза с учетом планов качества и программ качества деятельности;
- Уход от дублирования процедур;
- Повышение продуктивности работы организационных аспектов деятельности вуза;
- Распределение полномочий и ответственности руководящего состава;
- Четкая постановка целей и выделение ключевых аспектов деятельности;
- Продуктивное, рациональное и целевое использование ресурсов образовательной деятельности;
- Наделение преподавателей знаниями в области основ менеджмента и личностными качествами: ответственность, самодисциплина, адаптация, умение ориентироваться в быстро меняющейся социальной среде, коммуникативные навыки, постановка целей и доведение дела до конца.
Система подтверждения качества включает:
- Самооценку деятельности всех участников образовательного процесса и отдельных сторон работы вуза.
- Проведение диагностирования деятельности, для понимания уровня качества: опросы сотрудников, студентов, тестирования, заполнение анкет.
- Проведение государственной аттестации учащихся.
- Определения уровня обучаемости студентов, степени освоения ими учебной программы.