Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Направления применения зарубежного опыта государственного управления в сфере высшего образования

Определение 1

Государственное управление сферой высшего образования – это меры государственной образовательной политики, направленные на развитие и контроль функционирования высших учебных заведений.

Особенности государственного управления в сфере высшего образования в зарубежных странах

Скорость развития современного общества ставит новые задачи перед населением разных стран. Широкомасштабность изменений, характерных для современных государств, предъявляет новые требования к подготовке специалистов различных отраслей. Современные специалисты должны быть готовы к интенсивному обмену информацией, продуктами труда, сотрудничеству посредством создания совместных сетей, союзов, проектов и объединений.

Для Западной Европы в последние десятилетия характерна тенденция относительного и абсолютного роста ассигнований на высшее образование государственного и общественного характера. Эти ассигнования сопровождаются усилением и упорядочиванием внешнего контроля за их распределением. Причем следует отметить, что контроль не распространяется на автономность функционирования высших учебных заведений, а стремится к сопоставлении результатов функционирования высших учебных заведений с осуществляемыми ими расходами.

В западных странах конкуренция существует не только между абитуриентами, претендующими на ограниченное количество мест в учебных заведениях, но и между вузами, борющимися за студентов, обладающих талантами и иными достоинствами.

В практике западного высшего образования широко распространено международное сотрудничество. Вузы практикуют обмен:

  • студентами,
  • стажерами,
  • аспирантами,
  • исследователями,
  • преподавателями.

Практика организации государственного управления высшим образованием существенно различается по странам. Так, Соединенные Штаты Америки имеют наиболее децентрализованную систему высшего образования. В качестве регулятора здесь выступает не государство, а общество. Федеральные власти владеют только военными академиями и высшими учебными заведениями для лиц, имеющих ограниченные возможности. Большинство высших учебных заведений являются собственностью штатов, осуществляющих регулирование их деятельности. Общество в лице рынка труда посредством спросом информирует высшие учебные заведения о потребности в тех или иных специалистах и осуществляет контроль качества подготовки выпускников. При вузах действуют службы содействия трудоустройству.

«Направления применения зарубежного опыта государственного управления в сфере высшего образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Управление системой высшего образования возложено в Соединенных Штатах на Министерство образования, которым реализуются на ежегодной основе разнообразные программы в сфере высшего образования, финансируемые из государственного бюджета. В США активно применяется система грантов в отношении одаренных студентов.

Для системы высшего образования в Соединенных Штатах характерно наличие взаимосвязи с крупными представителями бизнеса, отслеживающими будущих специалистов еще на этапе их обучения.

При регулировании высшего образования Министерство образования США сотрудничает с общественными структурами в лице ассоциаций, советов и прочего, обеспечивая большую эффективность управления и значительную экономию финансовых средств. Регулирование высшего образования в США осуществляется на макроуровне, то есть в сфере общенациональных интересов и реализации федеральных программ образовательного характера.

Государственное регулирование высшего образования в Германии подразумевает осуществлении нормативного регулирования. Федеральный уровень управления высшим образованием осуществляется Министерством науки и образования, в регионах существуют соответствующие Министерства земель. Высшее учебное заведение самостоятельно при определении структуры, методов и содержания обучения, организации научных изысканий, распределении финансовых ресурсов. На федеральном уровне государство определяет стратегию развития высшего образования, планирует это развитие, осуществляет строительство высших учебных заведений, оказывает финансовую помощь молодым ученым.

Региональные министерства образования контролируют назначение профессорского состава высших учебных заведений, открытие новых специальностей.

В Великобритании руководство системой высшего образования осуществляется Министерством образования, взаимодействующим с Королевской инспекцией, контролирующей деятельность высших учебных заведений. Нормативное регулирование осуществляются общим законом о высшем образовании, текущими решениями правительства и государственного совета по финансированию высшего образования.

Учебные заведения Англии обладают автономией в большинстве вопросов своего управления, однако ограничены в своем развитии, в частности в размерах.

Специфика возможного применения зарубежного опыта управления сферой высшего образования в России

При внедрении зарубежного опыта государственного управления сферой высшего образования в России целесообразным воспользоваться опытом Соединенных Штатов Америки, отказавшихся от выполнения административной и распределительной функций по отношению к высшим образовательным учреждениям. Государственное управление образованием должно быть сконцентрировано на стратегическом развитии высшего образования, а не на разработке образовательных стандартов, определении бюджетов вузов и так далее. Решение таких вопросов должно осуществляться либо на региональном уровне государственного управления, либо на местном уровне.

Также полезным направлением развития государственного управления высшим образованием может являться ориентированность этого управление на качество обучения. Здесь речь идет о требованиях к преподавательскому составу, оценке подготовленности специалистов, их востребованности на рынке труда.

Также перспективным направлением государственного управления высшим образованием является повышение автономности высших учебных заведений, наделение их независимостью в вопросах определения структуры, распределения средств, привлечения инвесторов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot