Сущность оценки учебной деятельности и ее виды
Учебная оценка – это определение степени реализации учащимися поставленных целей и задач обучения, достижения требуемых результатов развития, получения новых знаний, формирования навыков и умений, должного качества образованности.
В учебном процессе оценка характеризует успешность усвоения образовательной программы и формирования различных практических навыков деятельности.
Оценка может быть следующих разновидностей:
- Текущая – отражает освоение конкретной учебной темы, раздела, усвоения теоретической информации на уроке или качество выполнения домашнего задания.
- Промежуточная – отражает освоение учебной программы за конкретный временной промежуток. Это может быть месяц, четверть, полугодие.
- Итоговая – отражает результаты эффективности обучения в течение определенного этапа или периода. Например, подводятся итоги освоения дисциплины математика в течение всего школьного обучения.
Оценка подводит итоги усвоения программ обучения определенного уровня, характеризуя готовность к переходу на следующий учебный уровень, чтобы повысить свой ранг и качество обучения. Такая оценка характеризует итоги протекания предыдущего этапа учебного процесса.
Учебная оценка свидетельствует об уровне реально приобретенных знаний и навыков. Постановка оценки индивидуализурует учебную программу в системе открытого образования, либо производится в иных целях.
Любая деятельность обусловлена оценкой. Ее точность и полнота содержания определяет целесообразность продвижения к цели. Оценочная деятельность проводится педагогом. Она направлена на проведение контроля успеваемости учащихся и развития у них самооценки. Воспитание здоровой и адекватной самооценки является целенаправленным процессом, отражающим характеристику умения обучаться и стремиться к развитию. Воспитание самооценки предполагает формирование уверенности в себе, своих силах и способностях, исключая излишнюю любовь к себе, самолюбование и самопочитание в сочетании с навыками адекватной критики в свой адрес, без излишней самокритичности и угрызений совести.
Самооценка предполагает развитие самостоятельного производства, определение ее параметров и применение оценочных показателей к разнообразным процессам и ситуациям.
Оценочная деятельность связана с постановкой оценки, предметом которой является система знаний и практических навыков учащихся.
Оценка может выражаться самыми разнообразными способами. Это могут быть знаки, оценочные суждения, отметки, вербальные символы. Отметка может иметь численное значение, буквенное выражение, код.
Рисунок 1. Оценка и отметка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функциональная роль оценки сводится к следующим функциям:
- Мотивационная функция – стимулирование и развитие познавательной деятельности, стремление к ее продолжению и расширению объемов познания;
- Воспитательная функция – способствует развитию самосознания и формирования личностной самооценки;
- Диагностическая функция – характеризует результаты обучения учащихся, их параметры и причины;
- Информационная функция – характеризует достижение успеха учащихся в усвоении образовательных стандартов, получении требуемого программами обучения объема знаний и навыков в определенных предметных областях.
Требования, предъявляемые к процессу постановки учебной оценки
Учебная оценка играет роль педагогического стимула, развивающего стремление к познанию, заинтересованность в обучении и совершенствовании своих интеллектуальных и нравственных качеств. Именно этот стимул в учебном процессе является определяющим для развития ее успеха и повышения качества образования.
Оценка осуществляет мотивирование ребенка по конкретным направлениям и видам деятельности, учитывая такие обстоятельства как:
- Знание персональных отличий в стимулировании учения и воспитания;
- Знания стимулов, воздействующих на формирование желания и стремления учащихся к достижению должного эффекта в учебно-воспитательном процессе;
- Знания тех факторов, которые оказывают воздействие стимулирование освоения информационных источников, развитие определенных способностей и свойств личности;
- Знание мотивов учащихся в принятии участия в самых разнообразных видах деятельности.
Постановка оценки требуется для того, чтобы провести анализ и подвести итоги достигнутых результатов учебно-воспитательной деятельности учащихся. Оценивание должно обеспечивать связь между процессами, которые уже завершились и вновь начинают формироваться. Это помогает провести сравнительный анализ между прогнозируемыми результатами и их реальным достижением, формируя проблему, требующую разрешения для достижения целей и задач воспитания и обучения.
Помимо того, что педагог учит учащихся и оценивает их результаты, он еще и формирует навыки объективной самооценки, помогая адекватно расценить свои действия, усвоенные знания и, имеющиеся способности.
Рисунок 2. Оценка результатов учебной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогическое оценивание выступает инструментом осознания учащимися своих достижений и показывает объем недоработок, а также результатов, которых еще можно достичь.
Постановка учебной оценки должна производится грамотным образом. Педагог должен обладать компетентностью в оценивании и, при этом, обладать собственной адекватной самооценкой своей профессиональной деятельности, мастерства, навыков оценивания.
К постановке учебной оценки предъявляются следующие требования:
- Знание всего спектра оценок, их многообразия и разницы.
- Постоянное совершенствование своих знаний, знакомство с литературными источниками по вопросам оценивания.
- Знание функционального значения оценки.
- Использование разнообразных форм и методик постановки оценки.
- Знание видового разнообразия оценок.
- Знание объектов оценивания. Навыки применения разнообразных приемов и способов оценивания.