“Труд в природе” - это принятие детьми активного и посильного участия в облагораживании цветников, огородов, в уходе за животными и растениями.
“Экологическое воспитание” - это привитие ребенку осознанного бережного отношения к окружающей природе.
Значимость труда в природе для экологического воспитания дошкольников
Достаточно важное значение при экологическом воспитании дошкольников приобретает труд в природе. В процессе такого труда, детям прививаются качества заботливого и бережного отношения к природе.
Роль труда в природе заключается в создании хороших условий для воспитания сенсорных особенностей детей. Они учатся ориентированию на отличительные особенности предметов при достижении нужных результатов и целей. Например, чтобы понять, нужен ли растению полив, стоит оценить его состояние - вялость стебля и листьев, упругость листьев и пр.
Когда дети ухаживают за животными, они осознают особенности их поведения в зависимости от условий, в которых они обитают, чем их нужно кормить. Понимание таких взаимосвязей формирует их более осмысленное отношение к труду. У них появляется к нему интерес, а далее формируется и устойчивое трудолюбие.
Труд в природе можно рассматривать в качестве одного из методов, который помогает развить у детей наблюдательность.
Помимо воспитания, труд оказывает влияние и на процесс обучения дошкольников. Так, у малышей возникает представление о том, что такое объекты труда, об их свойствах, потребностях, строении, об их развитии, о животных и местах их обитания, способах ухода за ними и пр.
Способы организации труда дошкольников в природе
В педагогической практике наиболее распространенными являются два способа организации труда детей в природе.
- Индивидуальные поручения. Данная форма является самой доступной и простой. Поручения, которые дают детям педагоги, помогают научить ребенка тем вещам, с которыми он еще не знаком. Задание, данное ребенку для индивидуального выполнения, создает благоприятные условия для того, чтобы понять и исследовать его особенности и способности, выявить его интересы и склонности. Такие поручения можно использовать для воспитания детей разного дошкольного возраста. Воспитатель, благодаря индивидуальным поручениям, имеет возможность помочь тем детям, которые нуждаются в поддержке, разъяснить что-либо, дать совет, осуществить контроль выполненной трудовой деятельности. Описанные поручения служат основой в формировании умений и навыков, ответственности за выполняемую работу, а также привычки трудиться.
- Коллективный труд. Такой вид трудовой деятельности дошкольников позволяет приобщить к труду сразу большое количество детей. Такой метод применяется для того, чтобы дети общались, умели налаживать коллективные связи и работать вместе. В процессе совместной работы происходит формирование общих трудовых целей, умений договориться, согласовать действия друг с другом, составить план трудовой деятельности, оценить проделанную работу. Кроме этого, дети узнают о существовании коллективной ответственности за исполненную работу. Когда организована совместная работа детей одного возраста, они способны к выполнению определенной задачи, к примеру, убрать живой уголок. В процессе уборки одни ухаживают за животными, очищая клетки, другие поливают цветы, а третьи вытирают пыль с полок. В такой ситуации дети делятся на группы.
В качестве еще одного дополнительного способа организации труда можно рассмотреть дежурства. Данному способу присущ круг определенных задач, и в первую очередь речь идет о воспитании у детей ответственности за порученную работу.
Работа педагогов с дошкольниками в области организации труда в природе
Образовательное и воспитательное значение труда в природе имеет смысл только тогда, когда по содержанию и организации он соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям:
- труд должен быть разнообразным по своему содержанию (осуществление ухода за птицами, млекопитающими, рыбами; уход за комнатными растениями, работа на участке, цветнике и в саду). Интерес к труду возникает у детей только тогда, когда он имеет разнообразный характер;
- формирование у детей практических умений и навыков должно происходить одновременно с получением детьми знаний. К примеру, при поливе деревьев старшей группой дошкольников, воспитатель учит их отличать и называть каждое дерево (береза, тополь и т.д.). Когда труд детей организован подобным образом, они получают не только умения, но и новые знания в определенной области, который помогут ему в будущей трудовой деятельности;
- результат проведенной дошкольниками работы должен быть осознанным, ребенок должен научиться раскрывать цели труда, оценивать способы и результаты достижения этих целей;
- систематическое усложнение уровня труда детей в природе путем усложнения навыков ухода за животными и растениями, формирования более широкого круга знаний, развития наблюдательности;
- труд в природе должен носить характер регулярности и приобщены к нему должны быть все дети.
Всевозможный труд в природе оказывает на детей самое положительное воздействие. Он доставляет дошкольникам радость, способствуя при этом их развитию во многих направлениях. В ходе труда ребенок может применить свои знания в практической жизни, а также получить много новых знаний, проследить существующие в окружающей природе взаимосвязи между растениями и животными. Также ребенок приобретает много новых навыков, таких как ответственность, уход, наблюдательность и другие.
Немаловажным является приобретение дошкольниками способности отвечать за выполненный труд, а также ответственно относиться к порученным им делам и обязанностям. Они понимают, труд является необходимым элементом жизни, когда ухаживают за животными и растениями.
Труд в окружающей среде удовлетворяет у детей эстетические потребности.
Труд в природе для детей-дошкольников стоит рассматривать только в качестве меры воспитания. Это отличает его от других видов трудовой деятельности.