Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тренинг педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Понятие и сущность тренинга

Определение 2

Тренинг – это один из методов активного обучения, который направлен на развитие у обучающихся знаний, умений, навыков и необходимых социальных установок.

Зачастую тренинг используется тогда, когда необходимо не просто получить определенные знания и умения, но и научиться применять их на практике.

Использование тренинга, с целью формирования и развития педагогического общения, осуществляется в следующих случаях:

  1. Если имеется потребность в формировании и подкреплении определенного поведения в процессе педагогического общения.
  2. Если имеется потребности в формировании и выработке умений и навыков педагогического общения.
  3. С целью активной передачи знаний, развития определенных умений и навыков педагогического общения.
  4. С целью формирования навыков самоконтроля, самообучения и самовоспитания.

Основные методы, используемые на тренинге педагогического общения:

  1. Кейс – определенная проблемная ситуация, которая требует нахождения точного ответа или решение. Кейс можно решать как индивидуально, так и в группе.
  2. Деловая игра – предполагает имитацию разнообразных аспектов педагогического общения, в рамках профессиональной деятельности или в рамках социального взаимодействия педагога с окружающей средой.
  3. Ролевая игра – подразумевает наделение участников игры определенными ролями, во время выполнения которых они получают основы педагогического общения.
  4. Групповая дискуссия – это организованный совместный анализ проблемы или ситуации, связанной с вопросами педагогического общения. Групповая дискуссия может быть управляемой (структурированной) со стороны ведущего или неуправляемой (неструктурированной).
  5. Игры-разминки - используются вначале тренинга, с целью раскрепощения участников и установления благоприятной атмосферы.
  6. Фоссилизация – используется в качестве стимулирования обменом информацией между участниками группы.
  7. Видеоанализ – позволяет демонстрировать наглядно различные типы педагогического общения, оценить их достоинства и недостатки.
«Тренинг педагогического общения » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Теоретическая и методическая основа тренинга педагогического общения

Замечание 1

Теоретической и методической основой тренинга педагогического общения являются исследовательские положения, которые были разработаны и предложены И. Моревой и Л.М. Митиной.

В соответствии с их разработками тренинги педагогического общения, принято подразделять на тренинги красноречия и тренинги по повышению качества речи в работе с детьми.

Тренинги педагогического общения направлены на формирование следующих умений и навыков:

  1. Легко и свободно формулировать собственные мысли.
  2. Четко и грамотно излагать необходимую информацию, свои мысли и чувства.
  3. Правильно расставлять интонационные оттенки.
  4. Чувствовать собственный голос и его энергетику.
  5. Владеть аудиторией слушателей.
  6. Грамотно использовать мимику, позу, паузы и жесты.

Таким образом, тренинги педагогического общения, направлены на профессиональное овладение устной речью в определенных педагогических ситуациях, в рамках образовательного процесса и во время взаимодействия с другими участниками педагогического процесса (коллеги, учащиеся, воспитанники, родители и т.д.).

Наиболее распространёнными речевыми ошибками, которые исправляются при помощи тренингов, являются:

  • использование уменьшительно-ласкательных слов;
  • употребление «слов-паразитов» и «лишних» слов;
  • использование звукоподражательных слов;
  • стилистические речевые ошибки речи;
  • использование вульгаризмов, жаргонизмов и т.д.

Каждый педагог должен помнить, что от культуры его речи зависит культура речи учащихся (воспитанников). Именно поэтому каждый педагог должен понимать, что его профессиональным долгом является не только развитие, но и постоянное совершенствование собственной профессиональной речи. Помимо речи большое значение имеет поведение педагога в процессе общения.

Примерная программа построения тренинга

Целесообразно проводить тренинги педагогического общения с группой не более 10-15 человек, в специально отведенном для этого просторном помещении.

Наиболее распространенной формой проведения тренинга является круг, который позволяет педагогам свободно перемещаться по залу при выполнении упражнений или заданий.

Замечание 2

Главной целью тренингов является сплочение коллектива педагогов и формирование у них приемов педагогического общения.

Ведущие задачи тренинга педагогического общения:

  1. Формирование у педагогов благоприятного настроя на весь учебный год.
  2. Планирование средствами тренинга мероприятий по формированию педагогического общения и взаимодействия.
  3. Повышение уровня сплоченности педагогов.

Тренинг педагогического общения состоит из трех частей:

  • Первая часть (вводная) – направлена на установление необходимой атмосферы тренинга, основанной на взаимном доверии и уважении, доброжелательности всех участников, принятие ими друг друга.
  • Вторая часть (основная) - включает в себя поиск возможностей и мероприятий по работе с педагогическим коллективом, с целью снижения общего эмоционального напряжения.
  • Третья часть (заключительная) – направлена на ознакомление участников тренинга с эффективными методами быстрого снятия физического и эмоционального напряжения, а также приемами звуковой и дыхательной гимнастик.

Возможные материалы, для проведения речевого тренинга: мячи, ватман для рисования, карандаши, фломастеры или мелки, арт-терапевтические материалы, бейджи, доска и т.д.

Оптимальное время проведения речевого тренинга – не более 1,5 часов.

Краткий план тренинга:

  1. Знакомство участников тренинга: вступительное слов ведущего, разминка в виде игры или упражнения, обсуждение предстоящего тренинга и этап по генерации идей.
  2. Практическая часть – выполнение заданий и упражнений, проведение игр, осуществление анализ всех проведенных мероприятий.
  3. Заключительная часть – подведение итогов, рефлексия.
Дата последнего обновления статьи: 16.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot