Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Понятие и сущность тренинга
Тренинг – это один из методов активного обучения, который направлен на развитие у обучающихся знаний, умений, навыков и необходимых социальных установок.
Зачастую тренинг используется тогда, когда необходимо не просто получить определенные знания и умения, но и научиться применять их на практике.
Использование тренинга, с целью формирования и развития педагогического общения, осуществляется в следующих случаях:
- Если имеется потребность в формировании и подкреплении определенного поведения в процессе педагогического общения.
- Если имеется потребности в формировании и выработке умений и навыков педагогического общения.
- С целью активной передачи знаний, развития определенных умений и навыков педагогического общения.
- С целью формирования навыков самоконтроля, самообучения и самовоспитания.
Основные методы, используемые на тренинге педагогического общения:
- Кейс – определенная проблемная ситуация, которая требует нахождения точного ответа или решение. Кейс можно решать как индивидуально, так и в группе.
- Деловая игра – предполагает имитацию разнообразных аспектов педагогического общения, в рамках профессиональной деятельности или в рамках социального взаимодействия педагога с окружающей средой.
- Ролевая игра – подразумевает наделение участников игры определенными ролями, во время выполнения которых они получают основы педагогического общения.
- Групповая дискуссия – это организованный совместный анализ проблемы или ситуации, связанной с вопросами педагогического общения. Групповая дискуссия может быть управляемой (структурированной) со стороны ведущего или неуправляемой (неструктурированной).
- Игры-разминки - используются вначале тренинга, с целью раскрепощения участников и установления благоприятной атмосферы.
- Фоссилизация – используется в качестве стимулирования обменом информацией между участниками группы.
- Видеоанализ – позволяет демонстрировать наглядно различные типы педагогического общения, оценить их достоинства и недостатки.
Теоретическая и методическая основа тренинга педагогического общения
Теоретической и методической основой тренинга педагогического общения являются исследовательские положения, которые были разработаны и предложены И. Моревой и Л.М. Митиной.
В соответствии с их разработками тренинги педагогического общения, принято подразделять на тренинги красноречия и тренинги по повышению качества речи в работе с детьми.
Тренинги педагогического общения направлены на формирование следующих умений и навыков:
- Легко и свободно формулировать собственные мысли.
- Четко и грамотно излагать необходимую информацию, свои мысли и чувства.
- Правильно расставлять интонационные оттенки.
- Чувствовать собственный голос и его энергетику.
- Владеть аудиторией слушателей.
- Грамотно использовать мимику, позу, паузы и жесты.
Таким образом, тренинги педагогического общения, направлены на профессиональное овладение устной речью в определенных педагогических ситуациях, в рамках образовательного процесса и во время взаимодействия с другими участниками педагогического процесса (коллеги, учащиеся, воспитанники, родители и т.д.).
Наиболее распространёнными речевыми ошибками, которые исправляются при помощи тренингов, являются:
- использование уменьшительно-ласкательных слов;
- употребление «слов-паразитов» и «лишних» слов;
- использование звукоподражательных слов;
- стилистические речевые ошибки речи;
- использование вульгаризмов, жаргонизмов и т.д.
Каждый педагог должен помнить, что от культуры его речи зависит культура речи учащихся (воспитанников). Именно поэтому каждый педагог должен понимать, что его профессиональным долгом является не только развитие, но и постоянное совершенствование собственной профессиональной речи. Помимо речи большое значение имеет поведение педагога в процессе общения.
Примерная программа построения тренинга
Целесообразно проводить тренинги педагогического общения с группой не более 10-15 человек, в специально отведенном для этого просторном помещении.
Наиболее распространенной формой проведения тренинга является круг, который позволяет педагогам свободно перемещаться по залу при выполнении упражнений или заданий.
Главной целью тренингов является сплочение коллектива педагогов и формирование у них приемов педагогического общения.
Ведущие задачи тренинга педагогического общения:
- Формирование у педагогов благоприятного настроя на весь учебный год.
- Планирование средствами тренинга мероприятий по формированию педагогического общения и взаимодействия.
- Повышение уровня сплоченности педагогов.
Тренинг педагогического общения состоит из трех частей:
- Первая часть (вводная) – направлена на установление необходимой атмосферы тренинга, основанной на взаимном доверии и уважении, доброжелательности всех участников, принятие ими друг друга.
- Вторая часть (основная) - включает в себя поиск возможностей и мероприятий по работе с педагогическим коллективом, с целью снижения общего эмоционального напряжения.
- Третья часть (заключительная) – направлена на ознакомление участников тренинга с эффективными методами быстрого снятия физического и эмоционального напряжения, а также приемами звуковой и дыхательной гимнастик.
Возможные материалы, для проведения речевого тренинга: мячи, ватман для рисования, карандаши, фломастеры или мелки, арт-терапевтические материалы, бейджи, доска и т.д.
Оптимальное время проведения речевого тренинга – не более 1,5 часов.
Краткий план тренинга:
- Знакомство участников тренинга: вступительное слов ведущего, разминка в виде игры или упражнения, обсуждение предстоящего тренинга и этап по генерации идей.
- Практическая часть – выполнение заданий и упражнений, проведение игр, осуществление анализ всех проведенных мероприятий.
- Заключительная часть – подведение итогов, рефлексия.