Требования к личности учителя, содержащиеся в педагогической литературе
Требования, предъявляемые к личности учителя, формулируются в зависимости от стороны образовательного процесса.
Так, если образовательный процесс рассматривается с точки зрения учеников и их родителей, то требования к личности учителя выражены в виде обобщенных ожиданий. Если образовательный процесс рассматривается с точки зрения администрации учебного заведения, руководства и ученых-педагогов, то к личности учителя предъявляется ряд требований в виде предписаний и рекомендаций.
В общем же, личность учителя принято описывать как определенную систему умений и функций, градация и уровень которых определяется посредством аттестации и государственных профессиональных конкурсов.
В современных педагогических публикациях, ученые педагоги и исследователи в области педагогики, описывая личность учителя, перечисляют ряд характеристик и качеств:
- Обладание умением руководить, воспитывать, обучать, осуществлять ряд необходимых и полезных действий по обслуживанию разнообразных потребностей людей.
- Умение слушать и выслушивать собеседника.
- Наличие широкого кругозора.
- Обладание развитыми речевыми навыками (речевой культурой и коммуникативностью).
- Умение «видеть» и чувствовать душевное состояние собеседника (ребенка в классе), проявлять понимание к его проблемам. Понимать характер и особенности поведения ребенка, и на основании этого понимания мысленно моделировать его внутренний мир, находить подход к каждому ученику.
- Умение видеть в ребенке только хорошее и на основании этого выстраивать с ним взаимоотношения, стараться взращивать в каждом ученике только его положительные качества.
Помимо того учитель должен:
- Обладать эмпатией и способностью сопереживать.
- Быть наблюдательным.
- Быть глубоко убежденным в значимости поставленной педагогической идеи, в правильности своего служения народу.
- Уметь быстро оценивать ситуацию и при необходимости принимать нестандартные решения.
- Обладать высокой степенью саморегуляции.
Кроме требований к личности педагога и перечисления тех качеств, которыми он должен обладать, довольно часто в педагогической литературе можно встретить перечень качеств, которые противопоказаны педагогическому труду:
- Скудная и невыразительная речь, различные ее дефекты
- Замкнутый характер, погруженность в свой внутренний мир, необщительность, низкая коммуникабельность
- Наличие выраженных физических недостатков
- Излишняя медлительность и нерасторопность
- Душевная холодность к окружающим людям.
Таким образом, в педагогической литературе дается развернутое описание разнообразных черт личности учителя, в общем же все они сводятся к одному понятию – открытая и творческая личность.
Именно это понятие в полной мере отражает суть специфики педагогической профессии. Еще в 20 веке ряд ученых отмечали, что наряду с профессиональными качествами, необходимыми учителю для передачи детям знаний и умений, он должен обладать рядом так называемых «личностных» качеств. К «личностным» качествам относят нравственно-волевые качества (объективность, беспристрастность, внимательность, чуткость, добросовестность, самокритичность и т.п.). Важным же является истинная любовь к детям. Необходимо отметить, что в педагогической литературе понятия «любви к детям» и «любви к профессии» не являются тождественными. Это объясняется тем, что можно любить детей, но в то же время не быть предрасположенными к педагогической деятельность. Так же можно обладать обширными теоретическими знаниями, уметь правильно и грамотно вести педагогическую отчетность, составлять планы, программы и т.д., но при этом практическая деятельность учителя «говорит» о том, что он не любит детей и они ему «мешают работать».
Таким образом, в первую очередь к наиболее важным личностным качествам учителя необходимо отнести профессиональную любовь к детям и уважение их как личностей.
Современные требования к личности учителя
В настоящее время исследования личностных качеств учителя и их особенности продолжаются. Список необходимых учителю качеств расширился до пятидесяти пунктов, все они в разной степени связаны с направленностью личности педагога.
Под направленностью понимается система доминирующих качеств и мотивов личности.
Согласно мнению Н.В. Кузьминой, одним из важнейших условий профессионального личностного роста учителя является направленность. Принято выделять три типа направленности, в зависимости от вида педагогической деятельности, осуществляемой учителем:
- Истинно педагогическая
- Формально-педагогическая
- Ложно-педагогическая
Проведенные исследования показали, что в настоящее время около 85% современных учителей имеют истинно педагогическую направленность. Это говорит о том, что все они пришли работать в школу осознанно и «не видят» себя в другой профессии. Учителя с такой направленностью имеют твердую уверенность в правильности своего выбора, стремятся к профессиональному росту, проявляют неподдельный интерес к педагогической деятельности и действительно любят детей.
Кроме направленности, больше значение в личности педагога имеет его профессиональное самосознание, которое имеет следующую структуру:
- осознанное принятие правил и модели педагогической профессии и сложности учительского труда;
- осознание и идентификация себя на личностном уровне, с целью стремления к профессиональному эталону;
- адекватная самооценка своих знаний, сил и возможностей в педагогической деятельности.
В качестве одного из основных факторов профессионального успеха отмечают наличие позитивной «Я-концепции» учителя.
Еще К. Д. Ушинский считал, что личность учителя — понятие развивающееся: учитель живет до тех пор, пока самосовершенствуется. Как только он перестает учиться, останавливается в развитии, в нем умирает Учитель. На этих позициях стоят все прогрессивные педагоги и психологи. Именно постоянное стремление к саморазвитию и желание делиться своим творческим потенциалом с другими, прежде всего со своими учениками, характеризует творческую личность учителя в практике современной школы.