Толерантность – это терпимость к другому образу жизни, обычаям, поведению, чувствам, верованиям, идеям, мнениям.
Сущность понятия «толерантность»
Государство стремится к воспитанию подрастающего поколения в рамках толерантной культуры, что особенно актуально для многонационального государства.
Не все люди обладают терпимостью в одинаковой степени. Толерантность как приобретенное качество личности помогает ей ориентироваться на собственную самооценку, не зависеть от оценки окружающих людей. Значение толерантности высоко в поведении, общении, деятельности. Толерантная личность намного эффективнее в условиях конфликтной ситуации. Отличительной особенностью толерантной личности является психологическая устойчивость, обеспечивающая возможность противостояния конфликтам и стрессам.
Воспитание толерантности необходимо осуществлять с максимально раннего возраста. Залогом толерантности выступает первоначально родительское воспитание.
Генеральная конференция Юнеско в 1995 году приняла Декларацию принципов толерантности, в соответствии с которой под толерантностью понимается то, что делает возможным достижение мира и ведет к культуре мира от культуры войны.
Проблема воспитания толерантности у подрастающего поколения
Независимо от возраста ребенок должен быть способным к проявлению толерантности. Изначально она получает максимальное проявление в общих делах, в игровой деятельности.
Воспитательный процесс ориентирован на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтных ситуаций и формирование установок на ненасильственное их разрешение. Такие установки являются частью толерантного сознания, формирующегося у подрастающего поколения.
Решение проблемы толерантности состоит в формировании у подрастающего поколения таких качеств как признание других людей, их принятие, понимание.
Принятие другого человека состоит в формировании положительного отношения к его отличительным характеристикам. Понимание состоит в умении видеть ситуацию с точки зрения другого человека.
Толерантность как важнейшее качество общения составляет основу педагогики, обеспечивающей эффективное взаимодействие воспитателя, педагога и ребенка. Обучение в условиях толерантности призвано создавать оптимальные условия, обеспечивающие формирование культуры достоинства, самовыражения, исключения страха неправильного ответа.
Толерантность способна оказывать влияние на социальный климат в обществе, систему межличностных отношений. По мнению отечественного философа Ю. А. Шрайдера, основная катастрофа, грозящая человечеству состоит в уничтожении человеческого в человеке.
Актуальность проблемы воспитания толерантности особенно высока в сфере дошкольного образования. Этот жизненный этап подразумевает взаимодействие 10-30 личностей, ранее существовавших в разных микросоциумах. Плодотворное воспитание требует урегулирования противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, с целью выработки некой общей основы. Развитие сотрудничества обеспечивается посредством ненасильственных, уважительных отношений, их гармонизации, воспитания толерантности.
Такое качество как толерантность невозможно воспитать в условиях авторитарного стиля обучения. Педагог, способный воспитать толерантность, должен разделять демократические ценности, признавая необходимость общения на равных с детьми.
Основная задача дошкольного образовательного учреждения состоит в формировании у ребенка принятия другого как ценного, значимого, при одновременном критическом подходе к своим взглядам.
Формирование толерантности направлено на достижение следующей цели: воспитать подрастающее поколение на ненасильственной основе в духе сотрудничества, миролюбия, уважения свобод и прав других людей.
Задачи и принципы воспитания толерантности у подрастающего поколения
В качестве одной из главных задач формирования толерантности можно рассматривать отрицание насильственного подхода к разрешению межэтнических, межличностных, внутриличностных конфликтов.
Также к числу важных задач воспитания толерантности можно отнести необходимость развития умения разрешать конфликты за счет терпения, выдержки, самоконтроля, самообладания, и принятия, выражающегося в эмпатии, понимании, ассертивности при общении с другими людьми.
Воспитание толерантности должно формировать у детей навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, в основе которых находятся моральные ценности.
Толерантность, сформированная на этапе дошкольного образования, должна получать развитие на всех последующих этапах образовательной деятельности. Особенно актуальна проблема толерантности в подростковый период, характеризирующийся склонностью к бунтарству, противостоянию обществу, агрессивному поведению.
В составе принципиальных основ воспитания толерантности можно обозначить:
- во-первых, принцип ознакомления подрастающего поколения с необходимостью уважения человеческого достоинства всех людей без исключения;
- во-вторых, принцип понимания уникальности личности каждого человека и уважения различий между людьми;
- в-третьих, принцип понимания взаимодополняемости различных людей. Отличительные особенности каждого человека в совокупности с отличительными особенностями других людей способны открыть новые горизонты;
- в-четвертых, принцип взаимозависимости, составляющий основу совместных действий. Совместное решение проблемы разделения труда облегчает выполнение определенных задач, увеличивая выигрыш каждый участвующей стороны;
- в-пятых, принцип приобщения к культуре мира.
В качестве основных методов воспитания толерантности у подрастающего поколения могут выступать беседы, направленные на формирование понимания, «что такое плохо и что такое хорошо», групповые тренинги, сюжетно-ролевые игры, использование наглядной информации.