Понятие воспитания в современных условиях
Современные условия организации образовательно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах диктуют необходимость соблюдения ФГОС ООО; в данном документе отражена важность организации воспитательного процесса, являющегося структурным компонентом целостного педагогического процесса.
Под процессом воспитания понимается сознательная организуемая деятельность педагога, направленная на организацию и активизацию деятельности воспитанников по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Результатом процесса воспитания является достижение личностью или коллективом высокого уровня воспитанности.
В современных условиях главное внимание педагогов уделяется организации умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического воспитания, всемерному раскрытию творческих возможностей школьников.
Умственное воспитание
Данное направление воспитания школьников заключается в обеспечении сознательного усвоения комплекса знаний, развитии психических процессов и свойств личности (мышление, память, внимание, воображение , умственные способности, склонности и дарования). В связи с этим, в задачи умственного воспитания школьников входит:
- формирование системы научных знаний и научного мировоззрения;
- развитие мыслительной деятельности;
- развитие общих и специальных способностей;
- развитие познавательного интереса и познавательной активности;
- развитие потребности в постоянном пополнении своих знаний, повышении уровня подготовки.
Физическое воспитание
Это направление отражено практически во всех воспитательных системах, заключается в развитии важных личностных качеств, которые необходимы для осуществления умственной и трудовой деятельности.
Актуальными задачами физического воспитания являются:
- обеспечение укрепления здоровья, правильного физического развития;
- содействие в повышении работоспособности школьника;
- оказание помощи в развитии и совершенствовании природных и двигательных качеств, а также основных двигательных качеств (сила, ловкость, гибкость, выносливость и т.д.);
- поддержка в воспитании нравственных качеств (смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность, ответственность, коллективизм);
- воспитание потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом;
- формирование основ здорового образа жизни.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание направлено на:
- формирование трудовых действий;
- изучение орудий труда и способов их использования;
- ознакомление с профессиями (профессиональная ориентация), подготовка к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание
В задачи нравственного воспитания входит:
- формирование нравственных понятий, суждений, чувств, убеждений, навыков и привычек поведения;
- ознакомление с общечеловеческими ценностями, моральными нормами, принципами , принятыми в современном обществе.
Эстетическое воспитание
В задачи эстетического воспитания школьников входит: формирование теоретических знаний, практических умений. Более детально задачи данного направления воспитания школьников можно представить следующим образом:
- освоение эстетических ценностей, знаний, формирование эстетической культуры, эстетического отношения к действительности;
- включение в разнообразную деятельность, направленную на приобщение к прекрасному в жизни, природе, труде.
Кроме перечисленных выше задач воспитания, в современной школе решаются задачи политехнического, правового, экономического, гендерного воспитания.