Современная система отечественного образования находится в состоянии изменяющихся социально-экономических, политических, культурных условий. В сложившейся ситуации возрастает значимость переосмысления, изменения задач воспитания в соответствии с новыми актуальными вызовами современности.
В рамках интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство Россией был принят ряд нормативных документов, содержащих новое понимание целей и задач воспитания как приоритетной педагогической категории.
В новой образовательной парадигме задачи воспитания понимаются как необходимость формирования духовно-нравственной личности; реализация педагогического воздействия, направленного на всестороннее личностное и профессиональное развитие.
Классификация задач воспитания
Целенаправленное, управляемое педагогическое воздействие, целью которого выступает личностное и профессиональное развития, осуществляется в нескольких направлениях, что позволяет конкретизировать задачи воспитания. В современной педагогике выделяют следующие направления, задачи воспитания:
- умственное воспитание;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание;
- трудовое и политехническое воспитание;
- правовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- экономическое воспитание.
Умственное воспитание как приоритетная воспитательная задача
Умственное воспитание представляет собой планомерное, целенаправленное управление развитием познавательных способностей, разума посредством мотивации к обучению, интеллектуальной деятельности, формированию системы знаний, навыков их приобретения в процессе решения академических и профессиональных задач.
Главной задачей умственного воспитания является формирование научного мировоззрения, реализация умственного развития, навыков мышления.
Под категорией мировоззрения в современной науке понимается система взглядов личности на окружающую социально-природную среду, глубокое понимание феноменов природной и социальной реальности.
Умственное развитие понимается как процесс развития умственных сил, способностей обучающихся как результат целенаправленного педагогического воздействия.
Задачи умственного воспитания
Задачи умственного воспитания могут быть сформулированы следующим образом:
- усвоение определенных объемов научного знания;
- развитие познавательной активности, формирование научного мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей, познавательных интересов;
- развитие мышления.
Мышление представляет собой обобщённое и опосредованное познание личностью феноменов и процессов окружающей действительности в многообразии, диалектичности и вариативности их взаимоотношений.
Выделяют диалектическое, логическое, абстрактное, обобщенное, теоретическое, индуктивное, дедуктивное, техническое, продуктивное, репродуктивное и системное мышление.
Развитие диалектического мышления – целенаправленный процесс формирования у обучающихся понимания законов диалектики, закономерностей развития, взаимосвязи и взаимообусловленности природных и социальных феноменов; развитие навыков анализа, синтеза, абстрагирования.
Развитие логического мышления - процесс овладения личностью приемами логической обработки знаний, дефиниции категорий, формулировки выводов, овладение приемами рассуждения, обобщения, выдвижения гипотез, навыков прогнозирования и пр.
Развитие абстрактного мышления предполагает развитие умений выделять главные, существенные признаки, игнорируя второстепенные, незначительные характеристики в процессе формирования абстрактных понятий.
Таким образом, современная педагогика пересматривает основные педагогические категории, включая категорию задач воспитания, что приводит к появлению новых дидактических целей, направлений реализации педагогического воздействия, приоритетное место среди которых отводится задачам умственного воспитания.