Целью воспитания в коррекционной школе выступает доразвитие, исправление психических и физических функций развития ребенка с особыми потребностями в процессе его общего образования, подготовки к жизни и труду, при реализации его социализации и адаптации к требованиям социума.
Сущность коррекционного воспитания
Коррекция, как правило, связана с развитием личности ребенка, направлена на исправление вторичных отклонений в процессе развития. Коррекционная составляющая в образовательном учреждении неразрывно связана с обучением и воспитанием.
Коррекционное воспитание, таким образом, представляет собой процесс всестороннего гармоничного развития обучающихся, основу которого составляет базовая культура личности ребёнка; создание особых условий в рамках образовательного учреждения для отдельной категории детей с целью их адаптации к социальной жизни, преодоления различных дефектов, недостатков в развитии.
Сущность коррекционного воспитания заключается в развитии, формировании психических функций ребенка, обогащении его практического опыта, формировании практических навыков при одновременном преодолении имеющихся у него нарушениях моторики, речи, поведения, сенсорных функций и пр. Реализация коррекционного воспитания направлена на предупреждение, коррекцию аномалий психического развития, предполагает сочетание лечебных и педагогических мероприятий, максимально полный учет специфики возрастных потребностей и специфики анормального развития ребенка.
Задачи воспитания в коррекционной школе
Основными задачами воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях выступают следующие:
- организация познавательной деятельности обучающихся по расширению кругозора, приобретению и аккумуляции знаний, формированию практических умений, навыков;
- развитие способностей, выявление творческого потенциала воспитанников;
- стимулирование к самостоятельности;
- формирование познавательной активности;
- формирование основ научной картины мира, научного мировоззрения;
- всестороннее развитие самодостаточной, самоценной личности, формирование предпосылок для успешной адаптации, интеграции в социум.
Следует отметить, что конкретные задачи и содержание воспитания в коррекционной школе варьируются, зависят от степени тяжести, характера аномалии в развитии личности ребенка. В наиболее сложных ситуациях, речь может идти об элементарном приспособлении ребенка к жизни в социуме.
Факторы повышения эффективности коррекционного воспитания
Успешная реализация коррекционного воспитания возможна при соблюдении ряда условий, включая следующие:
- содержание образования, воспитательный потенциал отдельных учебных дисциплин (музыка, литература, мировая художественная культура и пр.);
- использование дополнительных дидактических материалов, обладающих высоким гуманистическим потенциалом;
- рациональная организация образовательно-воспитательных процессов;
- рациональное использование методов обучения и воспитания, ориентированных на формирование самостоятельности, инициативности, стремления к овладению новыми умениями и навыками. Следует отметить, что коррекционная направленность воспитательного процесса предполагает целенаправленное педагогическое воздействие посредством специальных методов и приемов, стимулирующих у воспитанников компенсаторные процессы развития;
- психологическая атмосфера в коллективе, основанная на демократическом стиле взаимодействия, взаимоуважении, гуманных отношениях;
- психологическая помощь и поддержка всех участников воспитательного процесса.
Таким образом, воспитание в коррекционной школе выступает эффективным инструментом развития, приобщения ребенка с особыми потребностями к жизни социума.